Советы психолога. Работа с семьей.
Лидия Михайловна Маркова,
педагог-психолог МБОУ гимназия № 40,
победитель краевого и лауреат всероссийского конкурсов лучших педагогов-психологов в 2016 году
В
этом тематическом цикле я предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений для
изучения взаимоотношений между
родителями и детьми. Фактически, это ряд консультативных упражнений для первой встречи с семьей, куда как правило,
приходят мамы с их детьми, дети смущаются, мамы
с порога начинают предъявлять претензии в адрес ребенка из серии
«Сделайте что-нибудь…» Зачастую, когда с
ребенком что-то происходит все идет из семейной ситуации, да, конечно, бывает
ребенок в школе испытывает некоторые
сложности с адаптацией, сложности в общении с одноклассниками, с трудностями в
обучении, но, зачастую первоначально решение почти всех детских проблем лежит в
налаживании взаимоотношений внутри семьи.
Упражнение «Мир детства»
Чтобы
снять некоторое напряжение от первой встречи, установить раппорт и повысить
уровень доверия я предлагаю выбрать из предложенной разноцветной бумаги А3 цвет,
который нравится и положить перед собой – уже некое личное пространство,
для дальнейшей работы, а с другой уже диагностика психоэмоционального состояния.
А так, с порога спрашивать полная семья или неполная, есть ли бабушки, дедушки,
с одной стороны, огорошивать такими вопросами мягко скажем некорректно, а
другой стороны в семье сейчас может быть такая ситуация, что говорить об этом
сложно, тогда я предлагаю выбрать вместе фигурки, которые олицетворяют членов семьи. Родители, зачастую спрашивают,
а нам нужно расставлять фигурки, конечно нужно!!! Поставить их на своем
пространстве листа свою семью, причем кошки, собаки, хомячки и попугаи все-все
считается и это тоже члены семьи. Дети включаются в поиск и расстановку фигурок
и с интересом наблюдают, а что же там, у
родителя; для родителей, кстати, порой становится большим открытием, когда в
рассказе ребенка они обнаруживают, что оказывается фигура отца важна, что те
родственники, о которых родитель и не
упоминает на пространстве своего листа, оказываются имеют право на
существование, порой уже это на первом
этапе для родителя становится это открытием.
Когда фигуры уже расставлены, я прошу рассказать о том, что получилось.
Во время выполнения задания я прошу не общаться, расставлять фигурки молча, а
лишь потом на стадии презентации, рассказать о том, что получилось. Поскольку,
порой мамы очень назидательно просят на доску ребенка поставить кого-то, кто не
представляется для ребенка значимым, ребенок воспринимает это как психологическое
насилие, когда родитель заставляет ставить на А3 того или иного человека.
На
втором этапе я прошу расставить самых близких друзей. Чтобы расширить картину
представления о социуме.
Вопросы:
-
Покажи,
пожалуйста, где ты, кто здесь есть, назови.
-
Расскажите о
себе от лица тех людей, которые здесь обозначены, 2-3 предложения.
-
Что ты
можешь рассказать о тех людях, которые у тебя тут представлены.
Это
в большей мере проективная диагностическая
методика, которая сразу же дает реальную картину восприятия родителем или
ребенком картины восприятия своей семьи. Как для меня, так и для родителя это
задание является информативным, поскольку дает реальную картину представления
ребенком своей семьи и ближайшего окружения.
Упражнение «Счастливое и грустное воспоминание из детства»
Предлагаю
чистый лист А3 сложить пополам и на одной стороне нарисовать счастливое воспоминание из детства, а на другой стороне
грустное. Нарисованное обсуждается совместно с родителем, родитель тоже
выполняет это задание и рассказывает.
Классный коллектив
Если
ребенок неуспешен в классном коллективе, то я прошу ребенка представить свой
классный коллектив, таким, как он его
помнит, представив его таким образом, чтобы все учащиеся, которых он помнит в
классном коллективе, были рассажены по рядам, кто с кем сидит. Это
диагностическое упражнение, поскольку складывается картина восприятия ребенком
своего классного коллектива. Хочу сказать, что есть дети, которые помнят
имена всех-всех своих одноклассников, а
есть те, которые помнят имена только тех, кто сидит рядом и имена своих друзей
и недругов. В любом случае ребенок всегда правильно расставляет численный
состав своих одноклассников. Как ни странно. Это упражнение я провожу в
присутствии родителя, для родителя это является тоже информативным и родитель
сам многое понимает и, зачастую, отпадают многие вопросы изначально. Это
упражнение для учащихся возрастной группы с 7 до 12 лет с 1 по 6 класс, иногда
по 7 класс включительно. Для
первоклассников, к концу первой четверти дети уже хорошо знают имена друг
друга.
Инструкция: Расположи, пожалуйста, всех своих одноклассников,
таким образом, как если бы они все сидели в классе за своими партами и поставь
своего учителя за своим рабочим столом. Вопросы для интервьюирования по этой
методике:
- Покажи где ты сидишь,
назови имена своих друзей, где они сидят.
- Есть ли те
ребята в твоем классе, с которыми ты не
можешь найти общий язык? Хотел бы ты эту ситуацию изменить?
- С кем ты хотел
бы еще подружиться? Как ты думаешь, что тебе для этого нужно?
- Нравится ли тебе
этот классный коллектив, что бы ты хотел
в нем изменить?
В продолжение этого
упражнения я предлагаю ребенку лист А3, прошу сложить его напополам и на одной
стороне нарисовать самый радостное воспоминание о школе, а на другой стороне
самое грустное воспоминание.
Упражнение «Ситуация
успеха».
Цель: предложить ребенку смоделировать с
помощью фигурок ситуацию успеха и определить круг тех лиц, которые для ребенка
являются значимыми.
Задачи: помочь ребенку простроить картину
своего предполагаемого успешного будущего и обозначить значимых для него лиц.
- Предлагаю выбрать цвет листа А3 и
положить перед собой.
- Выбрать то
количество фигур, которое необходимо и простроить ситуацию успеха.
Инструкция: Представь ту ситуацию, которая может
быть в твоем будущем и она будет для тебя успешной и радостной. Определи,
пожалуйста, то количество человек, которое тебе необходимо для этой ситуации.
Выбери ту фигуру, которая будет олицетворять тебя, поставь ее в центр листа А3
и прострой эту ситуацию. Когда закончишь моделировать ситуацию, можешь
рассказать о ней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий