учитель биологии
МБОУ СОШ № 53
«Применение педагогических технологий
для развития экологического воспитания школьников»
Пояснительная записка
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы внеклассной работы экологического воспитания школьников, позволяющей более полно реализовать возможности экологического воспитания.
Экологическое воспитание школьников в школе – приоритетное направление в работе образовательной организации, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющие конечной целью формирование экологической культуры и эстетики.
Теоретические основы экологического воспитания школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе и широко используются в эколого - просветительской деятельности МБОУ СОШ №53.
План – конспект мастер-класса
Добрый день.
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в Землю не бросите семя"?!
Кто сказал, что Земля умерла?
-Нет, она затаилась на время.
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
-Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?
-Нет, она затаилась на время
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений.
Особенно эффективно познание окружающего мира происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Знания, полученные в результате самостоятельной работы, являются прочными и остаются навсегда.
Проектная технология.
Вместе с ребятами мы проводим научно-исследовательскую работу по интересующим их темам. По результатам получаются очень интересные проекты. Например, исследование экологического качества воды в реках и озёрах города Краснодара и Краснодарского края, оценка загрязнённости почвы в микрорайоне, содержание нитратов в овощах и фруктах, измерение уровня шума и влияние его на здоровье человека. Все эти проекты обучающиеся представляли на различных конкурсах «Эврика», «Город, в котором я живу», фестиваль«Карасунские озёра – ожерелье Краснодара» и «Атлас Карасунского округа». И получили высокую оценку своих работ, а так же проекты напечатаны в сборнике.
Технология сотрудничества.
Это эффективная технология экологического воспитания и развития обучающегося, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. В своей работе использую разные виды коллективных дел, в этом мне помогает экологический отряд «Зеленый Дозор». Вместе мы организуем разные коллективно-творческие дела. Например, трудовые КТД – экологический десант «Чистые берега», «Больше кислорода». Отряд «Зеленый дозор» регулярно проводит для подшефных ребят мероприятия «Хранители воды», «Разделяй с нами», «Заповедные острова» и т. д.
Сейчас в нашей школе проходит очередная акция «Разряжайся» и «ЭкоБум», в предыдущую акцию мы собрали 3 тонны, на сумму 9000 рублей и школа приобрела очень красивый и большой баннер ко Дню Победы.)
Информационная технология.
Через образовательный блог «БиоЛандию» и блог созданный ребятами «АшНиКи», мы распространяем информацию про наши исследования, мероприятия и акции, проводимые в нашей школе. С помощью информационно-коммуникативной технологии, обучающиеся нашей школы, нашли друзей и соратников экологического движения, обмениваются новостями, открытия и создают единый план действий.
На общешкольных родительских собраниях, отряд докладывает о проделанной работе и доносит нужную информацию для жителей микрорайона.
Технология проблемного обучения.
Эта технология основана на создании особого вида мотивации — проблемы, которая требует адекватного конструирования дидактического содержания экологического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемное обучение способствует активному вовлечению обучающихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических проблем. Всё это происходит на сознательном уровне.
Игровые технологии.
Экологический театр также является одной из многочисленных форм игры. Только учащиеся теперь уже используют элементы игры на сцене, создавая новые образы в постановках. Ребята с лёгкостью перевоплощаются в обитателей различных экологических ниш. Театр - это ещё одно средство выражения себя, как участника игры на сцене. Учащиеся готовят экологические сказки для младших классов. Вовлекают всю школу в различные экологические тропы с интересными и увлекательными заданиями.Василий Александрович Сухомлинский главной целью педагогических технологий выделил ребёнка, как нравственно – воспитанного мыслителя, любящего Родину и свободу. Конечной целью воспитания, к которому необходимо стремиться: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Через опыты, эксперименты, проектную деятельность я учу любить, понимать и вдумчиво читать вечно молодую книгу Природу. Во время лабораторных опытов ребята совершали множество удивительных и неизведанных открытий, где каждая травинка, каждый листочек на паутинке, изогнутая березка, пенёк, напоминающий волшебное чудовище, несут в себе интересную информацию.
Каждый день вкладываю в души учеников зернышки добра, уважения, справедливости, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогаю определить дорогу в жизни.
Я убедилась, что цели экологического воспитания реальны и достижимы, если мы, педагоги не будем забывать про основные правила:
- в воспитании нет главного и второстепенного;
- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость и любовь к Родине.
Больше в Землю не бросите семя"?!
Кто сказал, что Земля умерла?
-Нет, она затаилась на время.
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
-Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?
-Нет, она затаилась на время
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений.
Особенно эффективно познание окружающего мира происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Знания, полученные в результате самостоятельной работы, являются прочными и остаются навсегда.
Проектная технология.
Вместе с ребятами мы проводим научно-исследовательскую работу по интересующим их темам. По результатам получаются очень интересные проекты. Например, исследование экологического качества воды в реках и озёрах города Краснодара и Краснодарского края, оценка загрязнённости почвы в микрорайоне, содержание нитратов в овощах и фруктах, измерение уровня шума и влияние его на здоровье человека. Все эти проекты обучающиеся представляли на различных конкурсах «Эврика», «Город, в котором я живу», фестиваль«Карасунские озёра – ожерелье Краснодара» и «Атлас Карасунского округа». И получили высокую оценку своих работ, а так же проекты напечатаны в сборнике.
Технология сотрудничества.
Это эффективная технология экологического воспитания и развития обучающегося, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. В своей работе использую разные виды коллективных дел, в этом мне помогает экологический отряд «Зеленый Дозор». Вместе мы организуем разные коллективно-творческие дела. Например, трудовые КТД – экологический десант «Чистые берега», «Больше кислорода». Отряд «Зеленый дозор» регулярно проводит для подшефных ребят мероприятия «Хранители воды», «Разделяй с нами», «Заповедные острова» и т. д.
Сейчас в нашей школе проходит очередная акция «Разряжайся» и «ЭкоБум», в предыдущую акцию мы собрали 3 тонны, на сумму 9000 рублей и школа приобрела очень красивый и большой баннер ко Дню Победы.)
Информационная технология.
Через образовательный блог «БиоЛандию» и блог созданный ребятами «АшНиКи», мы распространяем информацию про наши исследования, мероприятия и акции, проводимые в нашей школе. С помощью информационно-коммуникативной технологии, обучающиеся нашей школы, нашли друзей и соратников экологического движения, обмениваются новостями, открытия и создают единый план действий.
На общешкольных родительских собраниях, отряд докладывает о проделанной работе и доносит нужную информацию для жителей микрорайона.
Технология проблемного обучения.
Эта технология основана на создании особого вида мотивации — проблемы, которая требует адекватного конструирования дидактического содержания экологического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемное обучение способствует активному вовлечению обучающихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических проблем. Всё это происходит на сознательном уровне.
Игровые технологии.
Экологический театр также является одной из многочисленных форм игры. Только учащиеся теперь уже используют элементы игры на сцене, создавая новые образы в постановках. Ребята с лёгкостью перевоплощаются в обитателей различных экологических ниш. Театр - это ещё одно средство выражения себя, как участника игры на сцене. Учащиеся готовят экологические сказки для младших классов. Вовлекают всю школу в различные экологические тропы с интересными и увлекательными заданиями.Василий Александрович Сухомлинский главной целью педагогических технологий выделил ребёнка, как нравственно – воспитанного мыслителя, любящего Родину и свободу. Конечной целью воспитания, к которому необходимо стремиться: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Через опыты, эксперименты, проектную деятельность я учу любить, понимать и вдумчиво читать вечно молодую книгу Природу. Во время лабораторных опытов ребята совершали множество удивительных и неизведанных открытий, где каждая травинка, каждый листочек на паутинке, изогнутая березка, пенёк, напоминающий волшебное чудовище, несут в себе интересную информацию.
Каждый день вкладываю в души учеников зернышки добра, уважения, справедливости, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогаю определить дорогу в жизни.
Я убедилась, что цели экологического воспитания реальны и достижимы, если мы, педагоги не будем забывать про основные правила:
- в воспитании нет главного и второстепенного;
- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость и любовь к Родине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий