МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА


Уважаемые педагоги, здесь вы можете разместить свои методические разработки, планы и конспекты уроков, а также внеклассных мероприятий. 
Целью нашего интернет-сообщества является обмен опытом учителей и педагогов города Краснодара.
Всегда готовы к сотрудничеству!

Для размещения материалов обращаться:
КНМЦ, Отдел анализа и поддержки воспитательного процесса

 тел. (861) 253-61-10
Татьяна Ивановна Ишутина

Е.А. Гришина, технический специалист, учитель МБОУ СОШ №78

ElizavetaGrishina78@mail.ru
****************************************************************
Материалы Единого дня классного руководителя
26 марта 2019 года
****************************************************************

Советы начинающим классным руководителям по организации работы с воспитанниками




Елена Сергеевна Минакова, 

учитель начальных классов, 

классный руководитель МБОУ СОШ № 98
Добрый день, коллеги! Давным-давно я услышала фразу, которую слышал, наверное, каждый: «Все мы родом из детства». Конечно, я с ней соглашалась, но по-настоящему прочувствовала на себе, думаю, только сейчас. Когда готовилась к этому семинару, задумалась, почему моя работа с классом строилась и продолжает строиться именно так. Я благодарна своим учителям. Всем вместе и каждому отдельно. Наверное, благодаря им я в этой профессии. Но знаете, чего мне всегда не хватало в школе? Дружного класса. Дружного, как в книгах, как в кино. Чтобы один за всех и все за одного. Понадобилось 20 лет в педагогике, чтобы осознать, почему я работаю именно так. Почему одной из важных задач своей воспитательной работы я считаю сплочение ученического коллектива, создание дружного класса, дружного, как в кино, как в книгах.
С самого первого сентября работа в каждом новом моём классе строится, исходя из этой задачи. На начальном этапе, что сближает детвору? Знакомство друг с другом, совместные игры. Какой-то злой дядька придумал в расписание уроков первоклашек вставить динамическую паузу. Так чем же не повод для организации игр на сплочение коллектива?!
К середине первого года обучения можно уже и совместное творчество подключать. Мне очень нравиться вовлекать ребят в длительные творческо-познавательные проекты. Например, создание рукотворных книг (или альбомов, как угодно называйте). Продемонстрировать книги. К сожалению, не могу показать вам самую первую нашу книгу, т.к. она была отправлена на конкурс и не вернулась. Зато мы с ребятами победили в муниципальном этапе и стали призёрами краевого этапа. Называлась книга, как и проект «7+я 1Б». Каждая семья готовила страничку о себе, о своих увлечениях. Ребята рассказывали о своих родителях, о братиках/сестричках, о бабушках/дедушках. Когда всё это происходило? На уроках кубановедения, окружающего мира, во время внеурочной деятельности.
А дальше понеслось. Почти каждая тема «Кубановедения» подбрасывает идеи для новой книги. «Любимое блюдо нашей семьи», «Наши любимые питомцы», «Профессии нашей семьи», «Тебе, любимый город, посвящаем» и т.д. Все они разного формата, от книжек-малышек, до огромных альбомов. Но настоящей гордостью нашего класса стала книга памяти «Память бережно храним», которая, к сожалению, тоже не вернулась с конкурса.


Это тоже был долгосрочный проект, который начался с общешкольного конкурса ко Дню Победы «Военная история моей семьи».

Слайд №3
А дальше была победа двух учеников во всероссийском конкурсе исследовательских работ фонда Трошева.



Потом случилась книга памяти.


И финишной линией стало участие в фестивале патриотической песни с песней «Бессмертный полк». Ребята вышли на сцену с портретами своих прадедушек, чем тронули до слёз членов жюри.


Может сложиться впечатление, что мы с ребятами годы напролёт занимаемся только издательской деятельностью. Нет. Это между делом. С каждым своим классом мы много путешествуем. Сначала по Краснодару, а становясь постарше, и по краю. Поездки и экскурсии, общение вне школьных стен невероятно сближают. Появляются новые темы для разговора, для общения, для творчества. А как заставить ребят осмыслить увиденное, не забыть, поразмышлять, обсудить? Снова на выручку приходит совместное творчество. И снова это в моём случае книга. Теперь уже книга отзывов. Показать книгу отзывов.
А ещё это может быть слайд-шоу, фотобиеннале из фотографий ребят. Часто на детских фотографиях можно увидеть то, чему не придала значение на экскурсии. А ребята обратили внимание, ухватились. Вот вам и повод вспомнить, обсудить, рассказать.
А потом приходит лето. В очень многих источниках встречала мероприятие «Праздник расставания с друзьями». Да какой же это праздник! Расставание с друзьями – это всегда грустно. Поэтому у нас в классе это день воспоминаний. Пересматриваем фотографии, книги, фильмы, поём песни, которые выучили, делимся планами на лето.
А в сентябре снова повод для проекта, снова рассказы, фотографии, книга, фильм.
Показать фильм или книгу «Лето»
С каждым новым классом становиться всё сложнее заинтересовывать детей. Долго думала почему. Поняла – каждое новое поколение первоклашек всё глубже вязнет в гаджетах. Для себя нашла решение. При входе в класс ребята складывают телефоны в волшебную коробочку «Дружилочку». Из «дружилочки» телефоны уходят домой только в конце дня вместе с ребятами. Но…гаджеты можно и в своих интересах использовать. Коллеги, что мы с вами делали, когда наши друзья во время учебного года болели? Навещали их. Сейчас эта традиция канула в лета. Живём в разных районах города, родителям некогда возить детей в гости друг к другу, инфекций боимся да ещё тысячу причин можем найти. И вот повод привлечь смартфон на выручку. Мы снимаем в классе совместное видео, складываем треугольником тетрадку, как в нашем детстве, записываем туда пожелания скорейшего выздоровления, рисуем солнышки/цветочки, отправляем видео, с родителями- парламентёрами передаём заболевшему однокласснику треугольную тетрадку.
А ещё, на мой взгляд, нужно подружить родителей. Подружить с собой, друг с другом, со школой. Когда-то в университете я почти от каждого преподавателя слышала: «Вы должны влюбить детей в предмет!». Тогда я искренне в это верила (и верю до сих пор), но сейчас знаю: влюбить нужно в себя! И сначала родителей! С первого же знакомства родители слышат от меня «Наши дети». Для каждого родителя важно, что именно его ребёнка я приняла сердцем и считаю не ИХ, а НАШИМ, значит немножко и своим тоже. А СВОИХ детей невозможно не любить.

С самого первого класса привлекаю родителей к совместной работе, совместному творчеству, к совместным конкурсам. Одним из таких мероприятий был концерт-конкурс «Миссис-мама», посвящённый 8 марта. Мамы принимали участие в шуточных конкурсах, дети представляли концертные номера.

Я уже упоминала выше, что в школе ежегодно проводится ставший уже традиционным фестиваль патриотической песни. Мне подумалось, что родители могли бы принять не только организационное участие в номере. Получился отличный совместный номер «Смуглянка». 1 куплет – мальчики, 2 куплет – девочки, 3 куплет – совместно с родителями.

Мне очень хотелось, чтобы в 5 класс ребята ушли дружным, сильным «кулачком». Чувствовать себя уверенно позволяет плечо друга-одноклассника. Важно, чтобы дальше по школьной жизни шли не отдельные «Я», а единое «МЫ». Для этого я и работала 4 года. Отсюда родилась идея «Праздника между праздниками» «Я +Я = МЫ» в 4 классе. Это было, своего рода, подведение итогов 4-х летней работы нашего класса. Праздник между праздниками, т.к. проводился между 23 февраля и 8 марта. Дети разделились на группы по интересам (художники, певцы, танцоры, актёры, спортсмены и др.). На нескольких классных часах, предшествующих празднику, ребята рассказывали о своих увлечениях, создавали плакаты. К празднику подготовили концертные номера, подарки папам и мамам. Очень важно то, что каждый ребёнок принимал участие в подготовке, проведении праздника и продемонстрировал свои умения.


Дети и родители вместе участвовали в конкурсах, демонстрировали свои таланты. И, конечно, мы не забыли поздравить пап и мам.


Девочки устроили флешмоб «Пригласи меня, папа, на вальс», что стало полной неожиданностью для папочек, но они справились. А мамам дети исполнили трогательную песню и вручили цветы. Друг друга мальчишки и девчонки поздравляли весёлыми частушками. Закончился праздник кулинарным конкурсом, в котором не было проигравших, и чаепитием.
Если рассказывать обо всём, что было за эти наши 4 замечательных года, не хватит и нескольких таких семинаров. Хочу отметить, что результаты своей работы я вижу сейчас. Я наблюдаю, как в отсутствие опыта работы у молодого классного руководителя, мои ребята с помощью родителей (очень занятых людей) готовят прекрасные концертные номера, как помогают друг другу в учёбе. Так случилось, что сейчас некоторые ребята учатся в других школах, но они регулярно встречаются на мероприятиях вне школы. Совсем недавно родители организовали игру «Форт Боярд», собрались ВСЕ мои ребята и родители. Приехали из разных районов города, не побоялись гуляющих по городу вирусов, отложили свои важные дела. Мы опять были все вместе, мы вспоминали, смеялись, пересматривали нашу рукотворную библиотеку. А соревнования «Форт Боярд» нам тоже понравились.
Сейчас у меня первый класс, это уже совсем другие дети, это уже другие мероприятия. Но задача у меня всё та же. А значит, я снова в поиске. Будьте в поиске, коллеги. Это интересно и результативно.


Ведь, как сказал древний философ Назнанзин: ««…Воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому».






***********************************************************************************************************************
****************

 «Построение эффективного общенияи взаимодействия с родителями»




Гузалия Гаптрауфовна Гарипова, 
педагог-психолог МБОУ СОШ № 57
г. Краснодар





Цель: Способствовать построению эффективного общения  и взаимодействия с родителями.
Задачи: 
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями.
2. Содействовать повышению уровня педагогического общения молодых педагогов.
3. Обучение навыкам эффективного общения.
Материалы: бланки для самодиагностики «Я в лучах солнца», ручки, карточки с названием различных интонаций, памятки, доска, мел, презентация.

Ход мероприятия:
I. Организационный момент. Введение в тему.
1. Упражнение «Кто такие родители?»
Участникам предлагается составить портрет идеального родителя. (Возможные ответы)

Слайд 2
·        Уделяет время воспитанию и расположен к общению с ребенком:
·        Активно участвует в учебном процессе своего ребенка;
·        Уверен в успехе ученика;
·        Стремится повысить свой культурный уровень;
·        Стремится к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком;
·        Расположен к сотрудничеству с детьми и педагогами;
·        Родитель – наставник, советчик, друг.
·        Ориентирован не только на себя, но и а ребенка.

У кого в общении есть такие родители?

Слайд 3
В лучшем случае родители придерживаются позиции «Детский сад- воспитает, школа- научит, а армия- закалит!»
Слайд 4
 в худшем  -  «Вы все должны и обязаны!»

Слайд 5
2. Игра «Три волшебных Р»
Участникам предлагается завершить три предложения:                                                                     
«Родитель умеет…» 
«Родителю можно…» 
«Родителем может быть (какой  человек)?».                                                                                                                                                                                                         
Затем педагогам задают еще 2 вопроса:  
«Зачем родитель ребенку?»                                                                      
«Зачем педагог ребенку?                                                                                                                    
Слайд 6
3. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»                                                                                                                         Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо нарисовать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. На каждом луче напишите качества, которые вас характеризуют.
Слайд 7
·        Сколько качеств вы написали? (количество лучей – ясное представление о себе)
·        Каких у вас получилось больше: положительных или отрицательных? (преобладание положительных качеств - позитивное восприятие себя)

Слайд 8

II. Практикум «Правила построения эффективного общения»
1. «Правила трех плюсов»
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые  15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».
Самые универсальные – это:
·        Улыбка,
·        Имя собеседника
·        Комплимент.
Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Участникам предлагается улыбнуться друг другу.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Лариса Васильевна!».
Даже во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника. Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Участникам предлагается поздороваться и назвать имя-отчество своего собеседника.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Участникам предлагается сделать комплимент своему собеседнику, используя правила «трех плюсов»: улыбку, имя, комплимент.

Слайд 9 

2. Приемы установления хорошего контакта с собеседником (практические рекомендации):
·        Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
·        Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
·        Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Слайд 10
·        Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
·        Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
·        Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Слайд 11
3. Игра «Тренировка интонации»
Участникам предлагается произнести фразу: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» с разной интонацией (ирония, упрёк, безразличие, требовательность, доброжелательность, восторг)  
Слайд 12   Ирония
Слайд 13  Упрек
Слайд 14  Безразличие
Слайд 15  Требовательность
Слайд 16  Доброжелательность
Слайд 17 Восторг
Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями
4. Психотехническое упражнение «Давление».
Участникам предлагается разбиться на пар, повернуться друг к другу, поднять руки на уровне груди и слегка прикоснитесь  ладонями. Договориться, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями, и повторить движение давления на ладони партнера по игре.
·        В какой ситуации  эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
Стремясь к психологическому давлению на партнера по общению  родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Слайд 18

III. Мини-лекция «Основы построения беседы с «трудным» родителем».
1.  «Кто такие «трудные родители»?
Любой педагог знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»?
«Трудные» родители:
·        ·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
·        ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».Часто трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка

Слайд 19

2. Правила общения с «трудными» родителями:
Первый этап (настрой на беседу):
·        Необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.
·         В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.
·        В случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
·        Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. Он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
3. Упражнение «Резервуар».
Цель  данного упражнения  - приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. Упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Слайд 20

Второй этап ( конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем)
Чтобы избежать противостояния с родителями необходимо:
·        Проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
·        Подчеркивать значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
·        Показывать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
·        Не  стремитесь отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
·        Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
·        Выражайте уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

 Слайд 21 Спасибо за участие, надеюсь, мои рекомендации помогут в вашей педагогической деятельности!
  


***********************************************************************************************************************************************************************************
«Организация внеклассной работы с учащимися»
Позднякова О.С.,
классный руководитель 6В класса МАОУ лицей № 64







Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник. Его усилиями организуется воспитательный процесс, именно он сводит воедино воспитательные усилия родителей и школы. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. 
Классный руководитель заботится о всестороннем развитии своих подопечных, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание обучающихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре внимания всегда стоят вопросы учебной работы, повышения качества знаний.

Но не менее важным я считаю и такое направление деятельности классного руководителя, как творческие внеклассные мероприятия и их организация.
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной сними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей.


Организация внеурочной деятельности детей была и останется очень важной для педагога. Занятия с детьми после уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют решающее значение для развития и воспитания детей. Важны они и для самого педагога, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, открывают привлекательные для учеников стороны личности самого педагога и, наконец, помогают пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. 
Это даёт педагогу ощущение востребованности в детском коллективе.
В лицее № 64 внеклассные мероприятия проходят на очень высоком уровне, и чтобы дети чувствовали свою вовлеченность в этот яркий, красочный процесс, приходится и классному руководителю проявлять творческие способности.
Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, активность участия в нём обучающихся. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного руководителя об участии ребят в различных видах деятельности, их отношениях в классе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих обучающихся, классный руководитель формирует инициативную группу, которая будет способна вовлечь и других, более пассивных ребят.
Участие в предлагаемом мероприятии должно стать для детей не «обязаловкой», а чем-то привлекательным, особенным, чем-то, что выделит их, позволит чувствовать себя частью  объемного творческого процесса, необходимость быть вовлеченными в него и видеть получившийся результат.

Деятельность классного руководителя в этом ключе в первую очередь направлена на работу с обучающимися. Он формирует мотивацию не только к учению каждого отдельного ребенка, но и развивает его творческий потенциал, повышает его самооценку, позволяет раскрыться творчески и занять устойчивую позицию в коллективе, через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, формирования демократической культуры в системе самоуправления.
В любом классе, в том числе, в самом организованном и дисциплинированном, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. При организации внеклассного мероприятия обязательно найдутся дети сомневающиеся, с неохотой идущие на контакт. Важно увлечь именно таких детей, не дать им демонстрировать  пример отсутствия энтузиазма остальным, найти для них важную работу.
В моей практике был случай совсем недавно, когда девочка отказалась выходить на сцену категорически. Мной, как классным руководителем было проанализировано ее поведение, и я предложила ей роль «помощника режиссера». Апатичный до этого ребенок с радостью включился в процесс. В итоге девочка помогала за сценой, страхуя ребят, которые могли забыть слова или свой выход. Это дало ей возможность стать частью коллектива, почувствовать себя значимой, увидеть результат проделанной работы.
 Ведь важно воспитывать ребят не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим ученикам.
Я никогда не забываю, что я учитель. Находясь в общественных местах, соцсетях или на отдыхе, я всегда с гордостью ношу это звание, и понимаю, что оно накладывает определенные обязательства. Для детей, даже на отдыхе, мы – учителя, люди, которые являются примером для них во всем. И я не могу себе позволить поведение, которое заставило бы сомневаться родителей и детей в моем праве учить других.
Также важно понимать, что работа с родителями обуславливает успех любого внеклассного мероприятия. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Моим основным принципом в работе с родителями всегда была человечность. Понимание, что для каждого родителя его ребенок единственный и неповторимый, и мое дело помочь родителю увидеть как достоинства его личности, так и недостатки, показать, что большинство неприятных ситуаций могут быть скорректированы совместными усилиями.
Также я считаю очень важным быть с родителями на связи и в праздники и в выходные дни. Я знаю, что многие учителя стараются ограничить свое личное время и пространство. Это их право. Но я привыкла работать так, чтобы родители всегда ощущали поддержку.
Однажды в выходные я, молодой классный руководитель шестого класса была на отдыхе. В семь часов вечера мне позвонила на сотовый одна из мам моего класса и, плача, сообщила, что сын пропал. Ушел в обед гулять и не вернулся до сих пор. Казалось бы, чем я могу помочь в этой ситуации, в неучебное время? Проанализировав разговоры детей,  я поняла, где находится ребенок.  Я оказалась права, а мама была мне очень благодарна. Если бы я решила на тот момент ограничить свое личное время и просто не взяла трубку, она бы конечно, нашла его, но гораздо позже. Руководствуясь принципами человечности и такта, я стараюсь всегда и во всем демонстрировать родителям заинтересованность в их детях.
Это же касается и внеклассных мероприятий, организация которых просто невозможна без помощи родителей.  Родители должны понимать, для чего вы просите их оказать помощь в организации мероприятия, какую пользу принесет эта помощь непосредственно их ребенку и классу в целом. Нужно дать родителям понять, что для их ребенка участие в мероприятиях – чувство принадлежности к коллективу, творческое самовыражение, повышение самооценки, что позитивно сказывается на развитии личности в целом.  Что это нужно не просто «для галочки», а именно ему для его личностного роста.
Я бы хотела вам наглядно продемонстрировать выступление своего класса на одном из лицейских мероприятий, посвященному освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Это конкурс военного вальса, где мы взяли гран-при. 
Прежде чем мы посмотрим, я бы хотела подчеркнуть, что песню дети исполняют авторскую на мотив известных «Журавлей», костюмы куплены родителями полностью, косынки на девочках сшиты опять же заботливой мамой. Звукозапись на студии также организована родителями. Ткань, кстати, предоставила также одна из мам. Учувствовало в выступлении 26 человек из класса в 32 человека. Остальные не смогли по болезни, из-за соревнований и т.д. Почти каждый родитель класса внес свой вклад в это выступление, помогая сделать его красочным и запоминающимся. 
Давайте посмотрим!

Таким образом, становится ясно, что только при тесном сотрудничестве с родителями и развитии мотивации у детей и понимания, зачем им это нужно, может быть организована качественная внеклассная работа.
Кто-то может сказать «повезло с родителями». Конечно! Я говорю об этом на каждом собрании в течение двух лет. И, наконец, они в это поверили и стали себя вести как родители, с которыми повезло. Но я могла бы показать вам еще много-много мероприятий высокого уровня и в предыдущем моем классе, но не располагаю временем, к сожалению. Могу только сказать, что и там много записанных песен, костюмированных спектаклей, совместных выступлений с детьми. Это не зависит о того, везет с родителями или нет. Это зависит только от нашей с вами систематической работы и желания вкладывать усилия в развитие детей.

  ****************************************************************************************************************************************
Работа с родительским коллективом




Наталья Леонидовна Свашенко, 
учитель физической культуры, 
классный руководитель  
МБОУ СОШ № 16 












































1 комментарий:

  1. Спасибо Ольге Сергеевне за интересное и содержательное выступление на Едином дне классного руководителя. Педагог "горит" и ведёт за собой детей и их родителей. А это даёт хорошие результаты.

    ОтветитьУдалить