Что такое справедливость???




Дарья Васильевна Прохорова, учитель истории,
классный руководитель, МБОУ СОШ № 31 г. Краснодар.








- Добрый день, ребята! Присядьте поудобней. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло своих ладоней, своего сердца. Пусть на уроке вам будет уютно. Посмотрите, вы улыбаетесь, и у нас в классе сразу стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.

(Учитель угощает детей конфетами и заведомо одной группе детей дает конфет больше, другой меньше, а третьей группе дает только по одной конфете.)Замечая замешательство, задает вопрос

- Что-то случилось? Я вижу за одним столом очень довольных ребят, за другим – менее довольных, но все же, в хорошем расположение духа, а за третьим столом явное недоумение.

Обращается к ребятам за каждым столом:

- Что вы сейчас чувствуете? А что явилось причиной появлению таких чувств?

- Какие у вас есть предположения по поводу темы нашего общения?

- Сегодня наш классный час посвящен убеждениям людей в том, что в мире добрые дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а преступления – наказаны.

Ну что ж, для начала послушайте одну историю - «Компот и коржик».

«К третьему уроку Серёжа не на шутку проголодался. Все мысли – о еде. План действий созрел мгновенно: «Можно выйти?»

В столовой длинный стол. Двадцать девять аппетитных коржиков. Двадцать девять стаканов сладкого компота.

Одним махом Серёжа проглотил свою порцию. Не удержался… Откусил ещё кусочек от одного коржика и отпил глоточек ещё из одного стакана. Остановился. Посмотрел. Непорядок! Пересиливая себя (а что делать?), откусил ещё 27 кусочков и отпил ещё 27 глоточков. Теперь нормально. Всё поровну.

Слыша гомон входящих в столовую одноклассников, сытый Серёжа удовлетворённо ду­мал: «Какой же я справедливый».

- Оцените поведение проголодавшегося мальчика. Вы согласны с заявлением Сережи, что он справедливый.

(Ответы детей: чаще всего говорят, что он поступил несправедливо, и свое съел и у других откусил.)

- Да, с одной стороны вы правы, он поступил несправедливо, но с другой стороны.

- Серёжа по одному кусочку от всех коржиков откусил, всем поровну досталось, разве Серёжу нельзя считать справедливым? (Ответы детей.)

- Вот мы думаем, справедливо Серёжа поступил или нет, ночтобы решить, надо понять, что такое справедливость?

- Как вы понимаете, что такое справедливость? (Справедливость – это по закону, по заслугам, честно)

- Ребята, ответьте на вопросы:

- В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

- А что значит быть справедливым?

На этот вопрос мы попробуем сегодня ответить. Итак, начнем!

Давайте попробуем увидеть «справедливость», например, применительно к своему организму: мы долго просиживаем у компьютера, не жалея нашего зрения, осанки и т. д., зато приобретаем много новой информации и навыков владения компьютером. «Где справедливость?» - говорят наши глаза.

Обсудить ситуацию.

- Давайте проанализируем еще одну ситуацию: на детской площадке девочка выгуливает собаку, а мужчина гуляет с маленькой дочкой и просит увести пса. Девочка возражает: собака добрая, никого не обидит. Как поступить по справедливости?

Учитель организовывает игру «Молекулы»

Правила игры: включается музыка. Дети беспорядочно передвигаются по классу. Как только музыка замолкает, дети встают парами или тройками, взявшись за руки. Условие игры: выбирать нужно того человека, которому симпатизируешь, но никто не должен остаться один.

- А теперь образовавшимися группами подойдите ко мне и выберите карточку. Попробуйте найти из ситуации, обозначенной в карточке, справедливый выход.

- Твой друг не выполнил домашнее задание, и просит тетрадку, чтобы его списать.

- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

- Твой друг на переменках постоянно толкает и обзывает одноклассников.

- Твой друг предлагает тебе взять со стола одноклассника его новую ручку, которой еще ни у кого нет.

- Твой друг, бегая по классу на переменке, опрокинул горшок с цветком, а попало за этот поступок тебе.

(В каждой группе идет обсуждение ситуации (2 – 3 минуты) и выступление перед классом.)

В заключение классного часа детям раздаются картинки с гномиком. Каждый учащийся пишет на обороте картинки свое имя и кладет листок на стол учителя, рисунком кверху. Учитель перемешивает листочки, дети подходят и берут их. Рассказывать, кто кому достался, нельзя.

- Правила игры: для того, кто вам достался, вы добрый гном. Это означает, что вы в течение завтрашнего учебного дня должны сделать что-нибудь приятное, при этом, не привлекая к себе внимания. Кто для кого стал добрым гномом, узнаем позже. Одно из главных условий – на добрые дела не должны быть потрачены деньги.

Дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы в жизни вы встречались только со справедливыми людьми и сами всегда поступали по справедливости. Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой о вас. Пусть эти сердечки согревают в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших справедливых дел!


Комментариев нет:

Отправить комментарий