«Организация внеклассной работы с учащимися»


Позднякова О.С.,
классный руководитель 6В класса МАОУ лицей № 64







Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник. Его усилиями организуется воспитательный процесс, именно он сводит воедино воспитательные усилия родителей и школы. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. 
Классный руководитель заботится о всестороннем развитии своих подопечных, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание обучающихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре внимания всегда стоят вопросы учебной работы, повышения качества знаний.

Но не менее важным я считаю и такое направление деятельности классного руководителя, как творческие внеклассные мероприятия и их организация.
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной сними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей.


Организация внеурочной деятельности детей была и останется очень важной для педагога. Занятия с детьми после уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют решающее значение для развития и воспитания детей. Важны они и для самого педагога, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, открывают привлекательные для учеников стороны личности самого педагога и, наконец, помогают пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. 
Это даёт педагогу ощущение востребованности в детском коллективе.
В лицее № 64 внеклассные мероприятия проходят на очень высоком уровне, и чтобы дети чувствовали свою вовлеченность в этот яркий, красочный процесс, приходится и классному руководителю проявлять творческие способности.
Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, активность участия в нём обучающихся. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного руководителя об участии ребят в различных видах деятельности, их отношениях в классе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих обучающихся, классный руководитель формирует инициативную группу, которая будет способна вовлечь и других, более пассивных ребят.
Участие в предлагаемом мероприятии должно стать для детей не «обязаловкой», а чем-то привлекательным, особенным, чем-то, что выделит их, позволит чувствовать себя частью  объемного творческого процесса, необходимость быть вовлеченными в него и видеть получившийся результат.

Деятельность классного руководителя в этом ключе в первую очередь направлена на работу с обучающимися. Он формирует мотивацию не только к учению каждого отдельного ребенка, но и развивает его творческий потенциал, повышает его самооценку, позволяет раскрыться творчески и занять устойчивую позицию в коллективе, через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, формирования демократической культуры в системе самоуправления.
В любом классе, в том числе, в самом организованном и дисциплинированном, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. При организации внеклассного мероприятия обязательно найдутся дети сомневающиеся, с неохотой идущие на контакт. Важно увлечь именно таких детей, не дать им демонстрировать  пример отсутствия энтузиазма остальным, найти для них важную работу.
В моей практике был случай совсем недавно, когда девочка отказалась выходить на сцену категорически. Мной, как классным руководителем было проанализировано ее поведение, и я предложила ей роль «помощника режиссера». Апатичный до этого ребенок с радостью включился в процесс. В итоге девочка помогала за сценой, страхуя ребят, которые могли забыть слова или свой выход. Это дало ей возможность стать частью коллектива, почувствовать себя значимой, увидеть результат проделанной работы.
 Ведь важно воспитывать ребят не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим ученикам.
Я никогда не забываю, что я учитель. Находясь в общественных местах, соцсетях или на отдыхе, я всегда с гордостью ношу это звание, и понимаю, что оно накладывает определенные обязательства. Для детей, даже на отдыхе, мы – учителя, люди, которые являются примером для них во всем. И я не могу себе позволить поведение, которое заставило бы сомневаться родителей и детей в моем праве учить других.
Также важно понимать, что работа с родителями обуславливает успех любого внеклассного мероприятия. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Моим основным принципом в работе с родителями всегда была человечность. Понимание, что для каждого родителя его ребенок единственный и неповторимый, и мое дело помочь родителю увидеть как достоинства его личности, так и недостатки, показать, что большинство неприятных ситуаций могут быть скорректированы совместными усилиями.
Также я считаю очень важным быть с родителями на связи и в праздники и в выходные дни. Я знаю, что многие учителя стараются ограничить свое личное время и пространство. Это их право. Но я привыкла работать так, чтобы родители всегда ощущали поддержку.
Однажды в выходные я, молодой классный руководитель шестого класса была на отдыхе. В семь часов вечера мне позвонила на сотовый одна из мам моего класса и, плача, сообщила, что сын пропал. Ушел в обед гулять и не вернулся до сих пор. Казалось бы, чем я могу помочь в этой ситуации, в неучебное время? Проанализировав разговоры детей,  я поняла, где находится ребенок.  Я оказалась права, а мама была мне очень благодарна. Если бы я решила на тот момент ограничить свое личное время и просто не взяла трубку, она бы конечно, нашла его, но гораздо позже. Руководствуясь принципами человечности и такта, я стараюсь всегда и во всем демонстрировать родителям заинтересованность в их детях.
Это же касается и внеклассных мероприятий, организация которых просто невозможна без помощи родителей.  Родители должны понимать, для чего вы просите их оказать помощь в организации мероприятия, какую пользу принесет эта помощь непосредственно их ребенку и классу в целом. Нужно дать родителям понять, что для их ребенка участие в мероприятиях – чувство принадлежности к коллективу, творческое самовыражение, повышение самооценки, что позитивно сказывается на развитии личности в целом.  Что это нужно не просто «для галочки», а именно ему для его личностного роста.
Я бы хотела вам наглядно продемонстрировать выступление своего класса на одном из лицейских мероприятий, посвященному освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Это конкурс военного вальса, где мы взяли гран-при. 
Прежде чем мы посмотрим, я бы хотела подчеркнуть, что песню дети исполняют авторскую на мотив известных «Журавлей», костюмы куплены родителями полностью, косынки на девочках сшиты опять же заботливой мамой. Звукозапись на студии также организована родителями. Ткань, кстати, предоставила также одна из мам. Учувствовало в выступлении 26 человек из класса в 32 человека. Остальные не смогли по болезни, из-за соревнований и т.д. Почти каждый родитель класса внес свой вклад в это выступление, помогая сделать его красочным и запоминающимся. 
Давайте посмотрим!

Таким образом, становится ясно, что только при тесном сотрудничестве с родителями и развитии мотивации у детей и понимания, зачем им это нужно, может быть организована качественная внеклассная работа.


Кто-то может сказать «повезло с родителями». Конечно! Я говорю об этом на каждом собрании в течение двух лет. И, наконец, они в это поверили и стали себя вести как родители, с которыми повезло. Но я могла бы показать вам еще много-много мероприятий высокого уровня и в предыдущем моем классе, но не располагаю временем, к сожалению. Могу только сказать, что и там много записанных песен, костюмированных спектаклей, совместных выступлений с детьми. Это не зависит о того, везет с родителями или нет. Это зависит только от нашей с вами систематической работы и желания вкладывать усилия в развитие детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий