МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР 









Методические рекомендации 



«Разработка и оформление методической продукции 
педагогических работников» 





Составитель: С.В.Кистанова, 

ведущий специалист отдела
 анализа и поддержки воспитательного процесса 







Краснодар, 2020 

Деятельность педагогического работника образовательной организации немыслима без методического обеспечения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности. Методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. 
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47, пункт 3) говорится о том, что педагогический работник «имеет право на участие в разработке методических материалов и иных компонентов образовательных программ». Методическая продукция воспитательного процесса чаще всего разрабатывается для определенного школьного события и по проведении его остается на полке у классного руководителя. Продемонстрировать ее большому количеству своих коллег возможно благодаря участию в конкурсах, где очень часто одним из критериев и показателей продуктивности работы классного руководителя является издательская работа или разработка методической продукции. 
Анализируя конкурсные работы, эксперты зачастую выявляют то, что некоторые классные руководители путают виды методической продукции и не всегда верно оформляют её, что в свою очередь вызывает трудности у членов жюри при оценивании работ. Данными рекомендациями мы хотим напомнить, что же такое методическая продукция, какие её виды существуют и как она правильно оформляется. 

Типы и виды методической продукции 

Методическая продукция весьма разнообразна. Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют методическую продукцию классифицировать следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению. Методическая продукция может быть как индивидуальной, так и коллективной работой и направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога. 
Методическая продукция - это пособия, раскрывающие формы, средства, методы обучения и воспитания, элементы современных педагогических технологий или сами технологии воспитания и обучения применительно к конкретной теме занятия, учебной программе, преподаванию курса в целом, воспитательному событию. 
Рассмотрим более детально.

Информационно-методическая продукция 

Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д. 
К информационно-методической продукции относятся аннотация, бюллетень, газета, газетное издание, вестник, информационно-методическая выставка, листовка, листок, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, описание передового педагогического опыта работы, портфолио, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, реферативное издание, реферативный журнал, реферативный сборник, рецензия, сводный реферат, словарь. 
Аннотация - краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально-функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности. 
Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д. В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных организаций. Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень. 
Газета - периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования и воспитания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу. В газете используются различные жанры. Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения - в виде очерка, зарисовки. Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации воспитательного или образовательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации. 
Газетное издание - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата. 
Вестник - выпускаемое организацией периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты. 
Информационно-методическая выставка - наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический опыт работы, и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы. В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения - стационарной, передвижной или выездной. В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотации литературы. 
Листовка - непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц. 
Листок - периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию. 
Методический информационный справочник - сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы. 
Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события. 
В методическом описании путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести. 
Описание передового педагогического опыта включает в себя: 
– наименование опыта, фамилию, имя и отчество автора или группы авторов, образовательную организацию, адрес; 
– обоснование актуальности опыта и его значения для повышения уровня воспитательного и образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.); 
– теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы); 
– ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта; 
– результативность; 
– возможность применения данного опыта в массовой практике. 
Портфолио - собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности. 
Рекомендательный библиографический список (указатель) - библиографический список (указатель), назначение которого помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области. 
Реферат - краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. По характеру он носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалифицированный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала. При написании реферата рекомендуется указать следующее: тему реферата, его цель, фамилию, имя и отчество автора, план изложения темы, метод и методологию работы, область применения результатов, выводы, библиографию, приложения. 
Реферативное издание - непериодическое или периодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих реферат. 
Реферативный журнал - периодическое реферативное издание. 
Реферативный сборник - периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника. 
Рецензия - критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания. 
Сводный реферат - реферат, составленный на основе двух и более исходных документов. 
Словарь - справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов). 

Организационно-методическая продукция 

Назначение этого типа методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики воспитательного процесса. К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, методические разработки и рекомендации, памятки, положения. 
Инструктивно-методическое письмо - методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности педагога или коллектива образовательной организации по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. 
Примерная схема инструктивно-методического письма: 
– название, адресат; 
– вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного вопроса: приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы; 
– изложение инструктажа: цель и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения. Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т. д.; 
– заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма; 
– автор.
Инструкция - собрание правил, регламентирующих деятельность. 
Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа, кому адресована, на основании каких документов и фактов составлена, система изложения материала. 
Памятка представляет собой брошюру или листовку, содержащую необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более одного машинописного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам. 
Положение о структурном подразделении - основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность. 
Положение о массовом мероприятии - документ, регламентирующий порядок организации и проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий, поэтому оно должно максимально полно отражать все стороны мероприятия. 
Положение утверждается руководителем образовательной организации. Для этого в правом верхнем углу оформляется гриф утверждения: 
Утверждаю 
Директор_______ Ф.И.О. 
Дата _________________ 
Название должно содержать в себе тип мероприятия (конкурс, олимпиада, конференция и др.), образовательную область или предмет (например: «Конкурс по математике «Турнир любознательных»). 
Примерные разделы положения: 
1. Общие положения: (здесь указываются организаторы мероприятия и его правомерность). 
2. Цель и задачи: указывается основная цель данного мероприятия и задачи, которые раскрывают ее реализацию. Данный раздел является одним из главных, т.к. исходя из поставленной цели, определяется программа мероприятия, условия проведения, требования к участникам и жюри. 
3. Руководство проведением: указывается организация, осуществляющая общее руководство и проведение мероприятия, а также оргкомитет (руководители и педагоги). 
4. Участники мероприятия: (требования к участникам – указываются требования к командам и участникам: по количественному составу команды, по возрасту и/или классу. Условия приема участников – указываются: порядок, сроки подачи заявки, адрес подачи заявки (фактический и/или электронный), порядок подачи конкурсных документов и требования к ним, для участия в заочном (отборочном) туре, если таковой предусмотрен. 
5. Порядок и сроки проведения мероприятия: указывается программа мероприятия по дням и времени проведения. Необходимо достаточно полно и подробно описать все этапы мероприятия, порядок и регламент выступления команд и/или участников. 
6. Финансирование: если организаторами мероприятия предполагается сбор организационного взноса, то к положению необходимо приложить калькуляцию расходов организационного взноса. 
7. Критерии оценки: (критерии оценивания работы, выступлений, этапов конкурса и т.д.). 
8. Подведение итогов и награждение: (количество победителей, призеров, лауреатов; церемония награждения). 
В конце указывается Ф.И.О., должность, контактный телефон организатора, с которым можно связаться по любым вопросам проведения мероприятия. 
Методические рекомендации и методические разработки 
Наиболее распространенными методическими изданиями являются методические рекомендации и методические разработки. 
Методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики. 
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться. 
Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе. 
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы: 
1.Выбор актуальной темы. 
2.Изучение источников по избранной теме. 
3.Составление плана. 
4.Накопление фактического материала. 
5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций. 
6. Распределение содержания работы по разделам. 
Содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентируемой структуры и может излагаться в свободной форме, но все же рекомендуется выделять некоторые разделы. 

Примерная структура: 
Методические рекомендации должны иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения. 
На титульном листе методической разработки приводится: наименование вышестоящей организации и наименование учреждения; заглавие (название) работы; сведения об авторе; место и год издания. 
На обороте титульного листа возможно указать: библиографическое описание издания (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания); аннотация (для учебных пособий) издания. 
Аннотация - кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. 
Содержание - даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Аннотация», «Введение», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Раздел «Основная часть» может иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов. 
Введение или пояснительная записка - раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему автор выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. 
Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной целью. В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок. 
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставил автор, приступая к составлению методических рекомендаций. 
В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. 
Список литературы оформляется как «Список использованной литературы» или «Список рекомендуемой литературы». Может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями. 
В раздел Приложение помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и т.д. 
Методическая разработка - издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации, это разработка конкретного учебного занятия, серии учебных практик, темы программы, новых форм, приёмов и методов воспитания, новых условий преподавания дисциплин. 
Примерная схема методической разработки: 
Титульный лист: наименование вышестоящей организации и наименование учреждения; заглавие (название) работы; сведения об авторе; место и год издания. 
Методическое обоснование темы. 
Методические рекомендации по проведению данной практики или пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого дела, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых оно рассчитано, условия для проведения, осуществления. Указать оборудование, дидактические средства, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений). 
Методические советы организаторам (где лучше проводить, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок). 
План проведения. 
Сценарий проведения. 
Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.). 
Список литературы для педагогов и детей. 
Сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, «круглых столов» представляет собой собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов. В структуру сборников материалов входят обычно: 
– вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное слово редактора сборника и т. д.); 
– материалы докладов (статьи) по секциям конференции; 
– решение (резолюция) или рекомендации, выработанные по итогам работы участников мероприятия. 

Прикладная методическая продукция 

Прикладная методическая продукция - это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции: деловая игра, диаграмма, график, картотека, каталог, плакат, сборник упражнений, сценарий, тематическая папка, тематическая подборка материалов и др. Из перечисленных видов прикладной методической продукции в педагогической практике наибольшее предпочтение отдается сценарию. 
Сценарий - подробная запись праздника, массового мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов, поэтических произведений, песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т. д. 
Примерная схема сценария 
В ремарках даются сценические указания: 
- художественное оформление; 
- звуковая (световая) партитура; 
- движение участников праздника на сцене и т. д. 
Чтобы со сценарием легче было работать, текстовый материал размещают ближе к правой части листа, а сценические ремарки-ближе к левой. 
Титульный лист: 
– вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения) полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности, 
– рассмотрено на методическом совете и утверждено директором, 
– форма и название мероприятия (например, сценарий утренника «Новогодний подарок»), 
– адресат (возраст детей или подростков), 
– Ф. И.О. автора, должность, 
– город, год проведения 
Второй и последующие листы: 
– дата, время и место проведения; 
– цель и воспитательные задачи события; 
– участники, реализующие сценарий, действующие лица; 
– оформление (музыкальное, наглядное; декорации, реквизит); 
– условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия, методические советы по проведению; 
– ход проведения (полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т. д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом); 
– использованная литература. 
Графическая информация - информация, создаваемая при помощи наглядных графических образов, раскрывающих содержание графического документа. При составлении отчетов часто используются графики и диаграммы. График позволяет наглядно проследить рост изменения какого-либо явления и дать сравнительную характеристику. 
Общие требования, предъявляемые к вычерчиванию графиков: 
- графически представляют только основные результаты сводки или анализа, на которые необходимо обратить внимание; 
- каждый график должен иметь рациональные размеры, которые удобны для вычерчивания и чтения графика; 
- расположение и оформление графиков должно способствовать их чтению, размеры графика не должны быть больше формата страницы работы; 
- график лучше всего расположить в тексте сразу после ссылки на него; 
- график надо оформить так, чтобы наиболее существенные стороны и связи были ясно отличимы от менее существенных; 
- целесообразно применение различных цветов, способов обозначения и шрифтов. 
Диаграмма - чертеж, наглядно иллюстрирующий какие-либо величины. Диаграммы подразделяются на линейные, столбиковые (гистограммы) и секторные. 
Деловые игры - методы имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам. Деловые игры могут использоваться руководителями курсов повышения квалификации педагогических кадров для активизации слушателей, а администрацией - как средство оценки деловых качеств сотрудников для их аттестации и должностных перемещений. 
Картотека - совокупность организованных определенным образом карточек с зафиксированными на них данными. Картотеки могут быть разного вида: газетных и журнальных статей, методических разработок и рекомендаций, описаний передового педагогического опыта, диапозитивов, фонозаписей, новых поступлений и т. д. 
Каталог - нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов. Различают следующие виды каталогов: издательский, книготорговый, номенклатурный, промышленный, библиотечный. 
Плакат - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны, и предназначенное для экспонирования. 
Плакат инструктивно-методический - вид методической продукции, используемый в том случае, если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме. Например, тему «Роль текстово-графических планов в учебно-методической работе» легче раскрыть, используя плакаты, схемы, а тему «Готовимся к встрече пернатых друзей» - с помощью плакатов. Информация, помещенная на плакате, должна точно раскрывать суть вопроса и название плаката. 
Плакат информационный - позволяет ознакомиться с предстоящими мероприятиями или итогами выполненной работы. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о передовом опыте работы. 
Сборник упражнений - издание, содержащее методический материал для обучения: упражнения, ситуации, задачи по различным проблемам образования детей. Методические задания оформляются в виде брошюры или карточек, отдельных листов. 
Тематическая папка содержит нормативные документы, регулирующие деятельность образовательной организации в определенном направлении; методические рекомендации; разработки и сценарии массовых мероприятий; материалы из опыта работы; библиографию, дидактический материал. 
Тематическая подборка материалов (может быть и электронной) необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков и т. д. на определенную тему. Помещается материал в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, конверты. Методическая продукция входит в состав информационно-методического фонда образовательной организации. Систематизация методических материалов проводится с учетом их содержания и общей направленности. Материалы могут быть объединены: 
- по возрастному принципу (работа педагогов с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста); 
- по адресатам (педагоги дополнительного образования, методисты, руководители трудовых объединений обучающихся и т. д.); 
- по направлениям деятельности (учебно-исследовательская работа обучающихся, учебно-опытные участки, организационно-массовая работа, методическая работа и т.д.). 
Атлас служит для наглядного определения организмов по графическим изображениям. Он представляет собой альбом-справочник с многочисленными иллюстрациями; нередко выполняет вспомогательную роль при пользовании определителем. 

Учебная (образовательная) продукция 

Некоторые творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода. Авторам такого вида методической продукции необходимо знать классификацию учебных изданий и порядок присвоения им грифа. Гриф: «Надпись, утверждающая издаваемый официальный документ либо допускающая, рекомендующая или утверждающая издание в качестве учебника и т. п., напечатанная перед его заглавием или после него». 
К учебным изданиям, относятся: 
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебникам относится БУКВАРЬ - первый учебник для обучения грамоте и чтению. 
Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. 
К учебным пособиям относятся: 
Учебно-наглядное пособие - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.). 
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания. Методическое пособие - издание, в котором раскрывается методика выполнения какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий. 
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над усвоением учебного предмета. 
Самоучитель - учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя. 
Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины. 
Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится задачник. 
Учебная программа - учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). 

Требования к оформлению текста методической продукции 

Работа должна быть логически выдержана, в ней необходимо соблюдать единство стиля изложения, обеспечивать орфографическую, синтаксическую, стилистическую грамотность. 
Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не более 24 листов компьютерного текста (выполняется на листах формата А4). Другие виды методической продукции менее объемные. Работа может быть выполнена на компьютере в текстовом редакторе Word for Windows. Шрифт текста Times New Roman, 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный. 
Параметры страницы: 
– поля вверху – 20 мм; 
– внизу – 20 мм; 
– справа – 15 мм; 
– слева – 30 мм; 
– абзац – 1,25 мм. 
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требует теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. 

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5-7 лет: 
— по общей педагогике; 
— по методике данного вида деятельности; 
— по методике воспитания; 
— по общей и возрастной психологии; 
— по теории и истории выбранного вида деятельности; 
— опубликованные учебные, методические и дидактические по­собия. 
Примеры: 
Книги 
Фамилия И.О. Название. — Место издания.: Издательство, год. — коли­чество страниц. 
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога допол­нительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с. 
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с. 
Сборники 
1. Дополнительное образование детей: сборник авторских про­грамм / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образо­вание, 2007. — 416 с. 
2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, орга­низация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Вол­гоград: Учитель, 2008. — 250 с. 
Статьи из сборников 
Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. — Место, год. — номера страниц. 
1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. — Л., 1988. — с.3—14. 
2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. — М., 1987. — Вып. 10. — с.99—148. 
Статьи из журналов 
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. — год. — № жур­нала. — номера страниц. 
1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы до­полнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31. 
2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003, № 7. — с.61—66. 
Нормативные документы 
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015г. № 996-р. 

Методическая продукция-это способ выражения и распространения методических знаний. Совокупность методических знаний составляет информационно-методический фонд (методическую копилку) педагога. Надеемся, что данная рекомендация поможет вам более грамотно разрабатывать и оформлять свою методическую продукцию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий