Елена Сергеевна Минакова,
учитель начальных классов,
классный руководитель МБОУ СОШ № 98
Добрый день, коллеги! Давным-давно я услышала фразу, которую слышал, наверное, каждый: «Все мы родом из детства». Конечно, я с ней соглашалась, но по-настоящему прочувствовала на себе, думаю, только сейчас. Когда готовилась к этому семинару, задумалась, почему моя работа с классом строилась и продолжает строиться именно так. Я благодарна своим учителям. Всем вместе и каждому отдельно. Наверное, благодаря им я в этой профессии. Но знаете, чего мне всегда не хватало в школе? Дружного класса. Дружного, как в книгах, как в кино. Чтобы один за всех и все за одного. Понадобилось 20 лет в педагогике, чтобы осознать, почему я работаю именно так. Почему одной из важных задач своей воспитательной работы я считаю сплочение ученического коллектива, создание дружного класса, дружного, как в кино, как в книгах.
С самого первого сентября работа в каждом новом моём классе строится, исходя из этой задачи. На начальном этапе, что сближает детвору? Знакомство друг с другом, совместные игры. Какой-то злой дядька придумал в расписание уроков первоклашек вставить динамическую паузу. Так чем же не повод для организации игр на сплочение коллектива?!
К середине первого года обучения можно уже и совместное творчество подключать. Мне очень нравиться вовлекать ребят в длительные творческо-познавательные проекты. Например, создание рукотворных книг (или альбомов, как угодно называйте). Продемонстрировать книги. К сожалению, не могу показать вам самую первую нашу книгу, т.к. она была отправлена на конкурс и не вернулась. Зато мы с ребятами победили в муниципальном этапе и стали призёрами краевого этапа. Называлась книга, как и проект «7+я 1Б». Каждая семья готовила страничку о себе, о своих увлечениях. Ребята рассказывали о своих родителях, о братиках/сестричках, о бабушках/дедушках. Когда всё это происходило? На уроках кубановедения, окружающего мира, во время внеурочной деятельности.
А дальше понеслось. Почти каждая тема «Кубановедения» подбрасывает идеи для новой книги. «Любимое блюдо нашей семьи», «Наши любимые питомцы», «Профессии нашей семьи», «Тебе, любимый город, посвящаем» и т.д. Все они разного формата, от книжек-малышек, до огромных альбомов. Но настоящей гордостью нашего класса стала книга памяти «Память бережно храним», которая, к сожалению, тоже не вернулась с конкурса.
Это тоже был долгосрочный проект, который начался с общешкольного конкурса ко Дню Победы «Военная история моей семьи».
Слайд №3
А дальше была победа двух учеников во всероссийском конкурсе исследовательских работ фонда Трошева.
Потом случилась книга памяти.
И финишной линией стало участие в фестивале патриотической песни с песней «Бессмертный полк». Ребята вышли на сцену с портретами своих прадедушек, чем тронули до слёз членов жюри.
Может сложиться впечатление, что мы с ребятами годы напролёт занимаемся только издательской деятельностью. Нет. Это между делом. С каждым своим классом мы много путешествуем. Сначала по Краснодару, а становясь постарше, и по краю. Поездки и экскурсии, общение вне школьных стен невероятно сближают. Появляются новые темы для разговора, для общения, для творчества. А как заставить ребят осмыслить увиденное, не забыть, поразмышлять, обсудить? Снова на выручку приходит совместное творчество. И снова это в моём случае книга. Теперь уже книга отзывов. Показать книгу отзывов.
А ещё это может быть слайд-шоу, фотобиеннале из фотографий ребят. Часто на детских фотографиях можно увидеть то, чему не придала значение на экскурсии. А ребята обратили внимание, ухватились. Вот вам и повод вспомнить, обсудить, рассказать.
А потом приходит лето. В очень многих источниках встречала мероприятие «Праздник расставания с друзьями». Да какой же это праздник! Расставание с друзьями – это всегда грустно. Поэтому у нас в классе это день воспоминаний. Пересматриваем фотографии, книги, фильмы, поём песни, которые выучили, делимся планами на лето.
А в сентябре снова повод для проекта, снова рассказы, фотографии, книга, фильм.
Показать фильм или книгу «Лето»
С каждым новым классом становиться всё сложнее заинтересовывать детей. Долго думала почему. Поняла – каждое новое поколение первоклашек всё глубже вязнет в гаджетах. Для себя нашла решение. При входе в класс ребята складывают телефоны в волшебную коробочку «Дружилочку». Из «дружилочки» телефоны уходят домой только в конце дня вместе с ребятами. Но…гаджеты можно и в своих интересах использовать. Коллеги, что мы с вами делали, когда наши друзья во время учебного года болели? Навещали их. Сейчас эта традиция канула в лета. Живём в разных районах города, родителям некогда возить детей в гости друг к другу, инфекций боимся да ещё тысячу причин можем найти. И вот повод привлечь смартфон на выручку. Мы снимаем в классе совместное видео, складываем треугольником тетрадку, как в нашем детстве, записываем туда пожелания скорейшего выздоровления, рисуем солнышки/цветочки, отправляем видео, с родителями- парламентёрами передаём заболевшему однокласснику треугольную тетрадку.
А ещё, на мой взгляд, нужно подружить родителей. Подружить с собой, друг с другом, со школой. Когда-то в университете я почти от каждого преподавателя слышала: «Вы должны влюбить детей в предмет!». Тогда я искренне в это верила (и верю до сих пор), но сейчас знаю: влюбить нужно в себя! И сначала родителей! С первого же знакомства родители слышат от меня «Наши дети». Для каждого родителя важно, что именно его ребёнка я приняла сердцем и считаю не ИХ, а НАШИМ, значит немножко и своим тоже. А СВОИХ детей невозможно не любить.
С самого первого класса привлекаю родителей к совместной работе, совместному творчеству, к совместным конкурсам. Одним из таких мероприятий был концерт-конкурс «Миссис-мама», посвящённый 8 марта. Мамы принимали участие в шуточных конкурсах, дети представляли концертные номера.
Я уже упоминала выше, что в школе ежегодно проводится ставший уже традиционным фестиваль патриотической песни. Мне подумалось, что родители могли бы принять не только организационное участие в номере. Получился отличный совместный номер «Смуглянка». 1 куплет – мальчики, 2 куплет – девочки, 3 куплет – совместно с родителями.
Мне очень хотелось, чтобы в 5 класс ребята ушли дружным, сильным «кулачком». Чувствовать себя уверенно позволяет плечо друга-одноклассника. Важно, чтобы дальше по школьной жизни шли не отдельные «Я», а единое «МЫ». Для этого я и работала 4 года. Отсюда родилась идея «Праздника между праздниками» «Я +Я = МЫ» в 4 классе. Это было, своего рода, подведение итогов 4-х летней работы нашего класса. Праздник между праздниками, т.к. проводился между 23 февраля и 8 марта. Дети разделились на группы по интересам (художники, певцы, танцоры, актёры, спортсмены и др.). На нескольких классных часах, предшествующих празднику, ребята рассказывали о своих увлечениях, создавали плакаты. К празднику подготовили концертные номера, подарки папам и мамам. Очень важно то, что каждый ребёнок принимал участие в подготовке, проведении праздника и продемонстрировал свои умения.
Дети и родители вместе участвовали в конкурсах, демонстрировали свои таланты. И, конечно, мы не забыли поздравить пап и мам.
Девочки устроили флешмоб «Пригласи меня, папа, на вальс», что стало полной неожиданностью для папочек, но они справились. А мамам дети исполнили трогательную песню и вручили цветы. Друг друга мальчишки и девчонки поздравляли весёлыми частушками. Закончился праздник кулинарным конкурсом, в котором не было проигравших, и чаепитием.
Если рассказывать обо всём, что было за эти наши 4 замечательных года, не хватит и нескольких таких семинаров. Хочу отметить, что результаты своей работы я вижу сейчас. Я наблюдаю, как в отсутствие опыта работы у молодого классного руководителя, мои ребята с помощью родителей (очень занятых людей) готовят прекрасные концертные номера, как помогают друг другу в учёбе. Так случилось, что сейчас некоторые ребята учатся в других школах, но они регулярно встречаются на мероприятиях вне школы. Совсем недавно родители организовали игру «Форт Боярд», собрались ВСЕ мои ребята и родители. Приехали из разных районов города, не побоялись гуляющих по городу вирусов, отложили свои важные дела. Мы опять были все вместе, мы вспоминали, смеялись, пересматривали нашу рукотворную библиотеку. А соревнования «Форт Боярд» нам тоже понравились.
Сейчас у меня первый класс, это уже совсем другие дети, это уже другие мероприятия. Но задача у меня всё та же. А значит, я снова в поиске. Будьте в поиске, коллеги. Это интересно и результативно.
Ведь, как сказал древний философ Назнанзин: ««…Воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому».
Комментариев нет:
Отправить комментарий