В помощь классному руководителю







Степанов 
Евгений Николаевич,
доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой
теории и методики воспитания
Псковского ИПКРО

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неоп­ределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуве­ренности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные си­лы. Человек всячески – с помощью научных методов и на основе предсказаний га­далок и шаманов – стремился ранее и стремится сейчас прорваться за горизонт се­годняшнего дня. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуа­цию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправ­ленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многооб­разие документов, называемых планами. Оно затрагивает различные сферы и сто­роны жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и воспита­тельную работу в школьном и классных коллективах.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников наме­чаемых дел, сроков их проведения.
Педагог–воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный. Календарный план воспитательной ра­боты охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как: наименование планируемых дел, дату и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план–сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление не вы­зывает у педагога каких–либо затруднений, поэтому поведем речь о технологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспита­тельной работы в классе на учебный год или полугодие.
Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых дей­ствий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:
1) определение классным руководителем порядка и срока действий по пла­нированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;
2) педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
3) моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедея­тельности и воспитательного процесса в нем;
4) коллективное планирование;
5) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.
Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, учитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.
Его первым шагом является определение порядка и сроков действий по со­ставлению плана. Фактически педагогу надо разработать один план с целью созда­ния плана другого. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но при всей своей странности она является верной. Чтобы деятельность классного руково­дителя и других участников планирования была более целенаправленной, упорядо­ченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по раз­работке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при опреде­лении порядка действий педагог–воспитатель использует свои знания об алгоритме планирования, о формах и способах участия в данном процессе детей, их родителей, учителей, друзей классного коллектива. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной рабо­ты в общешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учрежде­нии и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно.
Второй шаг в деятельности по планированию процесса воспитания в классе – это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год.
Педагогический анализ часто воспринимается как трудоемкая и отнюдь не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, кото­рая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Прак­тическая польза аналитической деятельности не всегда кажется очевидной. Однако изучение планов, составленных успешно работающими педагогами–воспитателями, и результаты опытно–экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для пла­нирования классным руководителем воспитательной работы на последующий пе­риод. Это возможно при следующих условиях:
* анализ осуществляется неформально;
* педагогический анализ представляет собой не эклектичное (разнород­ное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оце­ночных суждений, а имеет четкую структуру и проводится согласно определенным научно–методическим принципам;
*аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально–аналитическим аппаратом;
*анализ является достаточно информативным и содержательным;
Классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъек­тов педагогического процесса: учителей, школьников, их родителей, администрации школы, представителей общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.
В аналитической деятельности классного руководителя можно выделить три основных этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Предназначение первого этапа заключается в подготовке самого учителя к осуществлению аналити­ческой деятельности. В этот период педагог–воспитатель определяет предмет и цель педагогического анализа, разрабатывает программу и инструментарий анали­тической деятельности, предусматривает участие в работе всех субъектов воспита­тельного процесса. На втором этапе классный наставник направляет свои усилия на сбор и систематизацию информации о воспитательном процессе, анализ и оценку результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрица­тельных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся, определе­ние проблем и противоречий в воспитательном процессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса, формулирование выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно–воспитательного процесса в школь­ном сообществе. На заключительном этапе учитель оценивает проведенную анали­тическую деятельность, устраняет фактические и стилистические неточности в ин­формационно–аналитических материалах, вносит в них необходимые коррективы.
Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению пла­на – это моделирование образа класса и процесса воспитания в нем. Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются:
а) образ учащегося класса;
б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем дея­тельности, общения и отношений;
в) представление о внешних связях и отношениях класса, его месте и роли в школьной общности.
Рассмотрим каждую составляющую образа класса.
Образ учащегося класса. Он складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справ­ляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или доче­ри, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым че­ловеком? Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.
Образ жизнедеятельности классного сообщества. Практически каждый учи­тель стремится к созданию в классе интеллектуально богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы. Однако не всем удается построить та­кие отношения в классе, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и детальных представлений о характере, направлениях и способах совместной жиз­недеятельности членов классного коллектива.
Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направле­ние совместной деятельности может стать приоритетным (доминирующим) в жиз­недеятельности класса. Выбор такого вида деятельности в наибольшей зависимости находится от преобладающих в классном сообществе интересов и увлечений уча­щихся, особенностей организации учебно–воспитательного процесса в классе. На­ряду с приоритетным должны культивироваться и другие виды совместной дея­тельности и общения школьников, способствующие всестороннему развитию де­тей, формированию и проявлению их индивидуальности.
Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера фор­мирующихся отношений между членами классного коллектива. Классному настав­нику важно отчетливо представлять реальное состояние эмоционально–психологических и деловых отношений в классе, возможности и средства их улуч­шения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщест­ва, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог опреде­лить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка, су­мел наметить пути и способы создания комфортного и защищенного положения для каждого своего воспитанника.
Не будет полным образ класса без представления о внешних связях и отноше­ниях класса, о его месте и роли в школьной общности. Педагогу необходимо осоз­нать, что нельзя ограничивать воспитательное влияние на развитие учащихся рамка­ми классного коллектива. Формируя образ класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в со­вместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с более младшими и старшими школьниками. Целесообразно подумать и о том, чем жизне­деятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, кото­рые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении – в среде родителей, бабушек и дедушек учащихся, руководителей клубных и кружковых объ­единений, ветеранов войны и труда, представителей творческой интеллигенции.
Завершая описание составных частей образа класса, следует заметить, что он должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитатель­ного процесса. Необходимое – это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное – это то состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего раз­вития классного коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности педа­гога; желаемое – это то состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов учите­ля и его воспитанников. Только при наличии такого сформированного образа клас­са у классного руководителя можно делать следующий шаг в деятельности по пла­нированию воспитательной работы.
Четвертый шаг – это коллективное планирование (по И.П. Иванову), в ко­тором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся клас­са, а также родители и друзья классного сообщества. Опытные педагоги–практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учеников вне­сти свои пожелания в план работы класса, то вряд ли можно достичь желаемого ре­зультата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные пред­ложения, чаще – того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагаются ори­гинальные и интересные идеи. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного со­общества в совместную деятельность по составлению плана.
Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуще­ствлены следующие действия:
1) предварительное планирование жизнедеятельности классного сообще­ства на новый период с ученическим и родительским активом;
2) организация педагогического сопровождения коллективного планиро­вания;
3) осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;
4) проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана.
Рассмотрим методические аспекты перечисленных действий.
Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного со­общества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой активистов пред­ложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их ро­дителей в процесс планирования:
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельно­сти класса;
б) выдвижение целей и задач на планируемый период;
в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;
г) определение основных дел предстоящего учебного года;
д) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.
Организация педагогического сопровождения коллективного планирования предполагает создание условий его успешного осуществления. Для этого необхо­димо сделать следующее:
а) договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и со­держании консультаций;
б) организовать своевременное информирование и взаимодействие орга­низаторов и участников планирования;
в) помочь ведущим в подготовке к сбору–старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;
г) провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и пред­полагаемых результатах коллективного планирования, приемах и спо­собах организации работы микрогрупп;
д) оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию.
Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько периодов:
I период – сбор–старт коллективного планирования;
II период – консультации со знающими людьми;
III период – разведка дел и друзей;
IV период – защита идей и предложений в годовой план;
V период – составление плана жизнедеятельности класса;
VI период – осмысление итогов коллективного планирования.
Проектирование действий по педагогическому обеспечению реализации пла­на жизнедеятельности класса предполагает:
а) определение во взрослом активе класса кураторов основных направле­ний совместной деятельности;
б) назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи уча­щимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;
в) моделирование информационно–методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
г) планирование финансового и материально–технического обеспечения деятельности классного сообщества;
д) проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллек­тиву в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений.
Правильное и последовательное использование перечисленных форм, мето­дов и приемов коллективного планирования – это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.
Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и коррек­тирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизне­деятельности и воспитательного процесса в школьном сообществе. Он старается в максимальной мере учесть предложения учащихся и родителей и на основе их по­желаний сформировать более конкретные представления о целевом, содержатель­ном, организационном и оценочно–диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.
На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого учителю необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана.
II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При планировании воспитательной деятельности классный руководитель на­ряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа – плана воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли вос­питания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллекти­ве традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника. Исходя из предъявляемых требова­ний к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Первый раздел плана традиционно называется «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год». Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест вос­питательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного развития уча­щихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приори­тетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, вы­брать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.
Нередко классный руководитель испытывает затруднения в составлении данного раздела плана. Чтобы их преодолеть, учитель может воспользоваться предлагаемыми в публикациях Л.В. Байбородовой, В.В. Воронова, Л.Д. Гуткиной, Е.Н. Прейскуранта примерными программами анализа воспитательной работы в классе. На последую­щих этапах профессионального роста, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитания и определятся научно–методические принципы осуществления педагогического анализа воспитательной работы, потребность в таких программах отпадет, так как он будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией.
«Цели и задачи воспитательной деятельности» – так называется второй раздел плана работы классного руководителя. В нем находят отражение целевые ориентиры процесса воспитания.
При разработке этого раздела плана классному наставнику необходимо пом­нить требования, предъявляемые к целям воспитательной деятельности. Целевые ориентиры должны быть:
* направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллекту­ального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического
потенциалов, на овладение учащимися целостной системой знаний об ок­ружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творче­ской деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;
*сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, социальным заказом государства и общества, особенно­стями коллектива класса и условиями его жизнедеятельности;
*обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения, конкретными, четко и ясно сформулированными;
* трудными, но реально достижимыми;
* диагностичными.
Наряду с целью в плане работы формулируются задачи, которые можно рас­сматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпози­ции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи, решение которых позволило бы достичь поставленной цели. Например, классный руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса из­брал цель – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллек­туальной, этической и коммуникативной культурой. А для ее реализации педагог определил следующие задачи:
а) создать необходимые условия для проявления творческой индивиду­альности каждого ученика;
б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
в) развивать познавательную активность учащихся;
г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.
«Основные направления и дела классного коллектива» – так можно назвать третий раздел плана работы классного руководителя. В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ класса, его модельные представления о построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе.
Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будет зависеть структура и форма данного раздела плана. Назовем некоторые научные разработки и предложим со­ответствующие им варианты подготовки и оформления этого раздела плана.
Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно–ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми.
Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое–то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:
* семья (роли: сыновне–дочерняя, супружеская, отцовско–материнская);
* трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально–трудовая, эко­номическая, организаторско–самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
* общество (роли: патриотическая, национально–интернациональная, по­литическая, правовая, нравственная, экологическая)
* мир (интерсоциальные роли личности);
Я–сфера (роли: материально–потребительская, духовно–потреби­тельская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).
Если классный руководитель решает строить свою воспитательную де­ятельность на основе системно–ролевого подхода, то он может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем):
Тематические программы
Сентябрь
1–я неделя
2–я неделя
3–я неделя
4–я неделя
«Я и общество»
«Я и природа»
«Я и моя школа»
«Я и моя семья»
«Я и мое «Я»
Известный ученый О.С. Газман считал, что механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раздел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом:
Целевая
программа
Октябрь
1–я неделя
2–я неделя
3–я неделя
4–я неделя
«Учение»
«Общение»
«Досуг»
«Образ жизни»
«Здоровье»
Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно–ориентировочная, трудовая, художественно–творческая, физкультурно–оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности.
Вид
деятельности
Декабрь
1–я неделя
2–я неделя
3–я неделя
4–я неделя
Познавательная
Ценностно–ориентировочная
Трудовая
Художественно–творческая
Физкультурно–оздоровительная
Коммуникативная
Игровая
Классные руководители школы–лаборатории № 18 г. Пскова разделяют точку зрения известного философа М.С. Кагана о том, что личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем:
1) что и как она знает;
2) что и как она ценит;
3) что и как она созидает;
4) с кем и как она общается;
5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Отсюда структуру личности можно представить как целостную совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов: познавательного, ценностного (нравственного), коммуникативного, эстетического и физического. Поэтому педагоги в планах воспитательной работы систематизируют планируемые воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием перечисленных потенциалов.
Потенциал личности
Сентябрь
1–4
5–11
12–18
19–25
26–30
Познавательный
Ценностный (нравственный)
Коммуникативный
Эстетический
Физический
Нередко классные руководители распределяют планируемые дела в со­ответствии с выдвинутыми в процессе целеполагания задачами воспитательной деятельности. В этом случае данный раздел плана оформляется следующим образом:
Задачи воспитатель­ной деятельности
Октябрь
1–7
8–14
15–18
19–25
26–31
1.
2.
3.
4.
5.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива. При выборе форм и способов классный наставник отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И еще один важный момент – это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности.
«Индивидуальная работа с учащимися» – так следует назвать четвертый раз­дел плана воспитательной деятельности. Его наличие связано с заботой классного ру­ководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечени­ем индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Педагоги–экспериментаторы, активно и результативно проводящие работу по педагогическому обеспечению процесса становления индивидуальности учащихся, предлагают классным руководителям составлять данный раздел плана в форме сле­дующей таблицы:
№ п/п
Имя, фамилия ученика
Мир инте­ресов и увлече­ний
Основные личностные достижения
Главные проблемы в развитии
Формы и спо­собы педаго­гической под­держки
«Работа с родителями» – это пятый раздел плана воспитательной работы. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудни­чество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития ребенка. А следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возмож­ным, если в плане работы найдут отражение такие направления деятельности пе­дагога–воспитателя с родителями:
* изучение семей учащихся;
* педагогическое просвещение родителей;
* обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллектив­ных дел в классе;
* педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
* индивидуальная работа с родителями;
* информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Шестым компонентом плана работы классного руководителя может стать раздел «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса». Необходи­мость включения этого раздела в план воспитательной работы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о разви­тии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспита­тельного процесса в классе могут быть избраны:
а) развитие личности учащихся;
б) формирование классного коллектива;
в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизне­деятельностью в классе.
Планируемую диагностическую работу можно систематизировать и предста­вить в виде таблицы:
Предмет изучения
Методы и приемы изучения
Сроки изучения
Субъект изучения
Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные при­ложения. В таких случаях план воспитательной работы превращается в дневник классного руководителя.
Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной рабо­ты, необходимо заметить, что предлагаемые нами разделы плана не являются обя­зательными. Нами рекомендуется примерный вариант плана, который может ис­пользоваться педагогом–воспитателем в качестве методической подсказки. Воз­можны и другие варианты плана. Планирование – дело творческое, поэтому класс­ный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени со­ответствует его педагогическим воззрениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе.
Рекомендуемая литература
1. Воронов В. Как составить план работы // Воспитание школьников. 1999. № 6.
2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3.
3. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
4. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.
5. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2004.
6. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.
ж. Классный руководитель, № 3, 2006







Людмила Ивановна Маленкова, 
кандидат педагогических наук, доцент,ведущий специалист института психолого-педагогических проблем детства РАО РФ

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ
Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного педагога-практика.
Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте - плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:
целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);
индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
непрерывность, преемственность и последовательность;
разнообразие содержания, форм и методов;
оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
единство педагогического руководства и активности воспитанников;
реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
гибкость плана.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЛАН
Планирование позволяет классному руководителю:
·        четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
·        предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
·        целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
·        проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
·        и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования — общечеловеческого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
·        отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
·        традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
·        примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
·        неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
·        неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).
КАК СОЗДАЕТСЯ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?
Во-первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:
1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления.
3. Приобщение учащихся к культуре.
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного со-управления и самоуправления.
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
Могут быть и другие задачи.
В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования...
В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива.
В-пятых, привлечение учащихся к планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения.
В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) (СНОСКА: Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3)и др.
В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.
Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В современной школе используются, как правило, такие виды планов:
1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.)
2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»).

Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:
·        анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;
·        цель, стратегические и тактические задачи на будущее;
·        научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;
·        инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
·        общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);
·        работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей;
·        работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;
·        совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;
·        работу по традиционным и инновационным направлениям;
·        вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;
·        деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;
·        перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ
Структура перспективного плана классного руководителя может быть примерно такой.
1.     Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).
2.     Цель и задачи (стратегические).
3.     Краткая характеристика класса (количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей; уровень развития коллектива; актив и его работоспособность; лидеры: краткая характеристика; не формальные группы и их особенности; традиции, коллективные привычки; учащиеся, требующие особого внимания, и т.д.).
4.     Организация жизнедеятельности детей:
а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешкольными детскими учреждениями, работа с семьями учащихся, создание воспитывающей предметной среды);
б) организация коллективной творческой деятельности детей;
в) дифференцированная работа с группами учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
г) стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания;
д) выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя (ведение личных дел учащихся, классного журнала, ученических дневников, написание характеристик, справок и т.д.).
5.   Методическая работа воспитателя с классом, группой:
а) изучение учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса;
б) работа с малым педагогическим коллективом;
в) научно-методическая работа классного руководителя, воспитателя.
Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в практику дальнейшей воспитательной работы.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведем некоторые примеры.
Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».
Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
В школе-гимназии № 1504 г. Москвы (директор Н.А. Шарай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые дела; необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений дополнительного образования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информации.
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-СЕТКА
В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов.
Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:
§   Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;
§   Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);
§   Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид (см. с. 382).
Методические основы работы с конспективно-календарным планом:
§   На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
§   Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя.
§   В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.
Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.



Комментариев нет:

Отправить комментарий