вторник, 3 апреля 2018 г.

Этот сложный и опасный мир подростка


О роли классного руководителя в обеспечении безопасности подростка в медиапространстве рассказывает  

Виктория Николаевна Лапшина, заместитель директора  МАОУ лицей № 64. 

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. 
Основное новообразование подросткового возраста, это осознание себя как отдельного человека.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. К сожалению, подобная "самостоятельность" – только один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения, которые очень часто не одобряют родители. Подростковый возраст – это период проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят наружу.
Непонимание между родителями и детьми приводит к нарушению образа жизни, стрессам, девиантному поведению. Здоровье подростка находится под угрозой. Ведь очень многие люди приобретают вредные привычки именно в подростковом возрасте, и в течение жизни не могут от них отказаться. Воспитывая запретами (очень часто по – другому они не умеют), родители лишают своего ребёнка необходимой среды развития.
Психоэмоциональные перегрузки: длительное напряжение, непрерывные стрессы, конфликтные ситуации - подрывают здоровье подростка, усложняют и без того сложный период в его жизни (к стрессам устойчивы лишь 10% детей). Подросток, переживающий стремительные внутренние и внешние изменения, неуверенный и агрессивный, ранимый и жестокий, доверчивый и скрытный, является возрастным «маргиналом», так как он еще не взрослый, но уже и не ребёнок, его образ мыслей и действий зависит от того, кто рядом с ним в этот трудный для него период. Вот здесь большую помощь родителям могут оказать классные руководители.
 Именно педагоги могут поделиться знаниями о психологических особенностях подросткового возраста, которыми зачастую не владеют родители. Классный руководитель может помочь наладить «мост правильного общения» между родителями и подростком, который знает проблемы современных детей.
Главное в это время – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу равных, где его примут таким, какой он есть.
Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.К сожалению, в последние годы влияние социальных сетей на подростков имеет огромное значение, общаясь в Сети подростки попадают в различные группы, целью которых является влияние на сознание подростка, выполнение им их требований, часто отрицательно влияющих на него.
А что там, за экраном компьютера, телефона, ноутбука? Опасности, которые окружают подростка это …
преступники в Интернете, которые устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок интимности, религиозности, экстремизма, суицидальной направленности и т.д. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
вредоносные программы. К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Используют ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты. Создают мошеннический узел, но убеждают пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
интернет-дневники. Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
кибербуллинг, подростковый виртуальный террор. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого - шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида - гибели жертвы вследствие буллинга.
Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и
Знания и внимание к ребенку могут помочь подростку пережить различные ситуации. В лицее разработана программа «Развитие цифровой компетентности подростков и их родителей», которая повышает уровень цифровой компетентности учащихся и родителей.
Классные руководители проводят классные часы и родительские собрания по тематике, учат ребят и родителей ориентироваться в информационном мире, укрепляют навыки безопасного поведения в Интернете, и формируют грамотных пользователей цифрового поколения.
Конечно, лучшим примером правильного общения в сети служит страничка классного коллектива, в которой и дети, и классный руководитель и родители могут выкладывать интересную информацию.







Комментариев нет:

Отправить комментарий