Каждый возраст
хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть
свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Основное
новообразование подросткового возраста, это осознание себя как отдельного
человека.
У подростка появляется своя
позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к
взрослому. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и
помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все
знаю!" Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к
равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем
берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает,
разве что на словах. К сожалению, подобная "самостоятельность" –
только один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения, которые очень
часто не одобряют родители. Подростковый возраст – это период проверки всех членов
семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с
внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит,
обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят
наружу.
Непонимание между
родителями и детьми приводит к нарушению образа жизни, стрессам,
девиантному поведению. Здоровье подростка находится под угрозой. Ведь очень
многие люди приобретают вредные привычки именно в подростковом возрасте, и в
течение жизни не могут от них отказаться. Воспитывая запретами (очень часто по –
другому они не умеют), родители лишают своего ребёнка необходимой среды
развития.
Психоэмоциональные перегрузки: длительное напряжение, непрерывные
стрессы, конфликтные ситуации - подрывают здоровье подростка, усложняют и без
того сложный период в его жизни (к стрессам устойчивы лишь 10% детей).
Подросток, переживающий стремительные внутренние и внешние изменения,
неуверенный и агрессивный, ранимый и жестокий, доверчивый и скрытный, является
возрастным «маргиналом», так как он еще не взрослый, но уже и не ребёнок, его
образ мыслей и действий зависит от того, кто рядом с ним в этот трудный для
него период. Вот здесь большую помощь родителям могут оказать классные
руководители.
Именно педагоги могут поделиться знаниями о
психологических особенностях подросткового возраста, которыми зачастую не владеют
родители. Классный руководитель может помочь наладить «мост правильного
общения» между родителями и подростком, который знает проблемы современных
детей.
Главное в это время – уважение подростка, взаимопонимание, общение на
равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу
равных, где его примут таким, какой он есть.
Именно
потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в
самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании
окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных
притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.К сожалению, в
последние годы влияние социальных сетей на подростков имеет огромное значение,
общаясь в Сети подростки попадают в различные группы, целью которых является
влияние на сознание подростка, выполнение им их требований, часто отрицательно
влияющих на него.
А что там, за экраном компьютера, телефона, ноутбука? Опасности, которые
окружают подростка это …
преступники в Интернете, которые устанавливают контакты с детьми в
чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах.
Они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и
даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и
энергию. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно
злоумышленники вносят в свои беседы оттенок интимности, религиозности,
экстремизма, суицидальной направленности и т.д. Преступники могут также оценивать
возможность встречи с детьми в реальной жизни.
вредоносные программы. К вредоносным
программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные
программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на
нем данным. Используют ваш компьютер для распространения своих копий на
компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной
Cети.
интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной
карты. Создают мошеннический узел, но убеждают пользователя в том, что он находится
на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей,
номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и
будет использована с ущербом для пользователя.
интернет-дневники. Увлечение веб-журналами (или, иначе
говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди
подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых.
Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех
веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой
возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную
информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное
раскрытие личных данных потенциально опасно.
кибербуллинг, подростковый виртуальный террор. Кибер-буллинг включает целый спектр форм
поведения, на минимальном полюсе которого - шутки, которые не воспринимаются
всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который
наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие
буллицида - гибели жертвы вследствие буллинга.
Различия кибербуллинга от традиционного реального
обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью
фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом
месте и
Знания и внимание к ребенку могут помочь подростку пережить различные ситуации.
В лицее разработана программа «Развитие цифровой компетентности подростков и их родителей», которая повышает
уровень цифровой компетентности учащихся и родителей.
Классные руководители
проводят классные часы и родительские собрания по тематике, учат ребят и
родителей ориентироваться в информационном мире, укрепляют навыки безопасного поведения
в Интернете, и формируют грамотных пользователей цифрового поколения.
Конечно,
лучшим примером правильного общения в сети служит страничка классного
коллектива, в которой и дети, и классный руководитель и родители могут
выкладывать интересную информацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий