ВОПРОС / ОТВЕТ

Задайте свой вопрос,
 и специалисты отдела анализа и поддержки 
воспитательного процесса КНМЦ обязательно ответят Вам!

***********************************************************************************
Вопрос: 
Какие формы и методы работы  профилактической работы может использовать классный руководитель?

На ваш вопрос отвечает педагог-психолог гимназии № 40 города Краснодара, победитель краевого профессионального конкурса "Педагог-психолог Кубани 2017
Лидия Михайловна Маркова


Избранные техники групповой профилактической
тренинговой работы.

Позвольте представить Вашему вниманию универсальные психологические упражнения  для тренинговой  работы с классными коллективами. Это достаточно эффективные практики групповой тренинговой работы школьного психолога по изучению классного коллектива и последующей  работы как с классным коллективом в целом, так и с отдельными учащимися.
В своей профессиональной деятельности я искала универсальные проективные  и в тоже время достаточно информативные упражнения, чтобы можно было с одной стороны провести диагностику на проективном материале, сделать профилактику, а фактически  вся наша  с вами работа это профилактика всего: профилактика суицидального поведения, пропаганда здорового образа жизни, психологический подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ и  формированию жизнестойкости. Нет, я  ни в коей мере не умаляю значимости всей это работы, вопрос один, а как все успеть и с другой стороны, чтобы предлагаемая тренинговая работа была интересна для детей?  Посему, мне хотелось бы предложить вашему вниманию упражнения, которые помогут Вам  в короткий срок получить информацию как о классном коллективе, так и о каждом ребенке в целом. Ведь в основном весь формат работы который мы проводим с учащимися – профилактическая работа, ведь достаточно сложно сказать, что именно в этом упражнении я занимаюсь профилактикой зависимости, кибер-преступлений, а тут профилактикой суицидального поведения, а тут формирование жизнестойкости у учащегося.
Прежде всего, о том формате в котором я провожу тренинговую работу. Чтобы качественно и эффективно поработать с классным коллективом, я делю его на микрогруппы по 5-7 человек, это достаточное количество человек для групповой динамики с одной стороны, безопасности и повышения уровня доверия к вам, друг другу, так и для развития коммуникативных навыков. Да и у  учащихся наконец-то будет повод для того, чтобы познакомиться друг другом.
Ведь,  зачастую бывает такое, что одноклассники, которые проучились друг с другом ни мало, ни много  школьных лет и у них не было повода друг с другом ни познакомиться, ни пообщаться, а тут вдруг они начинают знакомиться друг с другом  заново и оказывается так  много лет было упущено, а впереди через несколько месяцев выпускной. Но лучше поздно, чем никогда.
Разминка
В разминочном комплексе учащиеся садятся в круг, отвечают на заданный вопрос,  передавая из рук в руки друг другу маленький эстетичного вида мячик. Важно чтобы дети менялись местами, чтобы в процессе тренинговой работы могли пообщаться с разными детьми, а не с теми которых и так хорошо знают, а они, как правило, садятся вместе.
Цель разминочного комплекса: развитие коммуникативных навыков.
Задачи: 1.создать атмосферу доверия
 2.повысить самооценку
3. сплотить участников микрогруппы
 4. дать возможность высказаться каждому участнику об участнике и услышать новую информацию о себе.
Упражнение 1.
Представьте, пожалуйста, друг друга, рассказав о вашем однокласснике. Это должно быть два-три емких  предложения. Поменяйтесь местами.
Упражнение 1.1. Сообщите о себе ту информацию, которую можно рассказать о себе самом и участники тренинга об этом не знают.
Упражнение 2.
Оборудование: шар-молекула.
Вспомните Ваши достижения. Что Вы уже достигли. Что Вам бы еще хотелось достичь, рассказывая о Ваших достижениях раскройте шар-молекулу – визуальное отображение того, что Ваши возможности огромны. Поменяйтесь местами.
Упражнение 3.
Что в Вашей жизни происходит хорошего,  а что нет, но об этом можно рассказать. Поменяйтесь местами.

1 комментарий:

  1. Здравствуйте,уважаемая Лидия Михайловна!
    Я была участником вашего мастер-класса на едином дне Классного руководителя.
    Это было потрясающе интересно и продуктивно.
    Спасибо

    ОтветитьУдалить