среда, 17 мая 2017 г.

Советы психолога. Работа с семьей

Советы психолога. Работа с семьей.

Лидия Михайловна Маркова,
педагог-психолог МБОУ гимназия № 40, 
победитель краевого и лауреат всероссийского    конкурсов  лучших педагогов-психологов  в 2016 году 
В этом тематическом цикле я предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений для изучения взаимоотношений  между родителями и детьми. Фактически, это ряд консультативных упражнений для  первой встречи с семьей, куда как правило, приходят мамы с их детьми, дети смущаются, мамы  с порога начинают предъявлять претензии в адрес ребенка из серии «Сделайте что-нибудь…»  Зачастую, когда с ребенком что-то происходит все идет из семейной ситуации, да, конечно, бывает ребенок в школе  испытывает некоторые сложности с адаптацией, сложности в общении с одноклассниками, с трудностями в обучении, но, зачастую первоначально решение почти всех детских проблем лежит в налаживании взаимоотношений внутри семьи.


Упражнение «Мир детства»
Чтобы снять некоторое напряжение от первой встречи, установить раппорт и повысить уровень доверия я предлагаю выбрать из предложенной разноцветной бумаги А3  цвет,  который нравится и положить перед собой – уже некое личное пространство, для дальнейшей работы, а с другой уже диагностика психоэмоционального состояния. А так, с порога спрашивать полная семья или неполная, есть ли бабушки, дедушки, с одной стороны, огорошивать такими вопросами мягко скажем некорректно, а другой стороны в семье сейчас может быть такая ситуация, что говорить об этом сложно, тогда я предлагаю выбрать вместе фигурки, которые олицетворяют   членов семьи. Родители, зачастую спрашивают, а нам нужно расставлять фигурки, конечно нужно!!! Поставить их на своем пространстве листа свою семью, причем кошки, собаки, хомячки и попугаи все-все считается и это тоже члены семьи. Дети включаются в поиск и расстановку фигурок и с интересом наблюдают, а что же там,  у родителя; для родителей, кстати, порой становится большим открытием, когда в рассказе ребенка они обнаруживают, что оказывается фигура отца важна, что те родственники,  о которых родитель и не упоминает на пространстве своего листа, оказываются имеют право на существование, порой уже это  на первом этапе для родителя становится это открытием.  Когда фигуры уже расставлены, я прошу рассказать о том, что получилось. Во время выполнения задания я прошу не общаться, расставлять фигурки молча, а лишь потом на стадии презентации, рассказать о том, что получилось. Поскольку, порой мамы очень назидательно просят на доску ребенка поставить кого-то, кто не представляется для ребенка значимым,  ребенок воспринимает это как психологическое насилие, когда родитель заставляет ставить на А3 того или иного человека.
На втором этапе я прошу расставить самых близких друзей. Чтобы расширить картину представления о социуме.
Вопросы:
-              Покажи, пожалуйста, где ты, кто здесь есть, назови.
-              Расскажите о себе от лица тех людей, которые здесь обозначены, 2-3 предложения.
-              Что ты можешь рассказать о тех людях, которые у тебя тут представлены.
Это в большей мере проективная диагностическая  методика, которая сразу же дает реальную картину восприятия родителем или ребенком картины восприятия своей семьи. Как для меня, так и для родителя это задание является информативным, поскольку дает реальную картину представления ребенком своей семьи и ближайшего окружения.
Упражнение «Счастливое и грустное  воспоминание из детства»
Предлагаю чистый лист А3 сложить пополам и на одной стороне нарисовать счастливое  воспоминание из детства, а на другой стороне грустное. Нарисованное обсуждается совместно с родителем, родитель тоже выполняет это задание и рассказывает.
Классный коллектив
Если ребенок неуспешен в классном коллективе, то я прошу ребенка представить свой классный коллектив, таким,  как он его помнит, представив его таким образом, чтобы все учащиеся, которых он помнит в классном коллективе, были рассажены по рядам, кто с кем сидит. Это диагностическое упражнение, поскольку складывается картина восприятия ребенком своего классного коллектива. Хочу сказать, что есть дети, которые помнят имена  всех-всех своих одноклассников, а есть те, которые помнят имена только тех, кто сидит рядом и имена своих друзей и недругов. В любом случае ребенок всегда правильно расставляет численный состав своих одноклассников. Как ни странно. Это упражнение я провожу в присутствии родителя, для родителя это является тоже информативным и родитель сам многое понимает и, зачастую, отпадают многие вопросы изначально. Это упражнение для учащихся возрастной группы с 7 до 12 лет с 1 по 6 класс, иногда по  7 класс включительно. Для первоклассников, к концу первой четверти дети уже хорошо знают имена друг друга.
Инструкция: Расположи, пожалуйста, всех своих одноклассников, таким образом, как если бы они все сидели в классе за своими партами и поставь своего учителя за своим рабочим столом. Вопросы для интервьюирования по этой методике:
-     Покажи где ты сидишь, назови имена своих друзей, где они сидят.
-     Есть ли те ребята в твоем классе,  с которыми ты не можешь найти общий язык? Хотел бы ты эту ситуацию изменить?
-     С кем ты хотел бы еще подружиться? Как ты думаешь, что тебе для этого нужно?
-     Нравится ли тебе этот классный коллектив, что бы  ты хотел в нем изменить?
В продолжение этого упражнения я предлагаю ребенку лист А3, прошу сложить его напополам и на одной стороне нарисовать самый радостное воспоминание о школе, а на другой стороне самое грустное воспоминание.
Упражнение «Ситуация успеха».
Цель: предложить ребенку смоделировать с помощью фигурок ситуацию успеха и определить круг тех лиц, которые для ребенка являются значимыми.
Задачи: помочь ребенку простроить картину своего предполагаемого успешного будущего и обозначить значимых для него лиц.
-       Предлагаю выбрать цвет листа А3 и положить перед собой.
-       Выбрать то количество фигур, которое необходимо и простроить ситуацию успеха.
Инструкция: Представь ту ситуацию, которая может быть в твоем будущем и она будет для тебя успешной и радостной. Определи, пожалуйста, то количество человек, которое тебе необходимо для этой ситуации. Выбери ту фигуру, которая будет олицетворять тебя, поставь ее в центр листа А3 и прострой эту ситуацию. Когда закончишь моделировать ситуацию, можешь рассказать о ней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий